Полная Аль-Джазира. Катар и Оман

Вообще-то, я собирался в Оман, но оказалось, что в несезон прямых рейсов в Оман из России не существует, и лететь придется со стыковкой в Дохе, столице Катара, и мною было решено провести в Катаре времени больше, чем требовала чисто стыковка, не несколько часов, а несколько дней, для чего пришлось заблаговременно, помимо визы Омана, запастись катарской визой.

Катар - небольшое арабское государство на Аравийском полуострове, по площади равное четверти Московской области, является абсолютной монархией, где власть эмира ограничена только исламскими нормами (шариатом). Правящий эмир Хамад бен-Халифа аль-Тани пришел к власти бескровно свергнув с трона в 1995 году своего отца, эмира Халифу бен-Хамад аль-Тани. При эмире действует орган типа парламента, консультативный совет из 35 членов, но все они назначаются самим эмиром. На фото расположенный на набережной Персидского залива "эмирский диван" (Emiri Diwan), резиденция самого эмира (с флагом) и большая прямоугольная коробка - здание, где заседает его совет из визирей.

Рядом с дворцовым комплексом расположена Главная мечеть (Great Mosque) Катара. Подавляющее большинство населения страны, около 90%, составляют мусульмане-сунниты.

Улица идущая вдоль Персидского залива - самая передовая улица Дохи, вдоль которой стоят все официальные здания Катара. Ухоженные пальмы, новенькие светофоры, свежайшая разметка и дорожные знаки с элементами креатива, все сделано для того, чтоб услаждать взор блистательного эмира по его пути в резиденцию.

Вход на променад вдоль набережной от катарского Центробанка украшает фонтан, продвигающий в массы известный туристический слоган-мем: "Катар - жемчужина Персидского залива".

Немноголюдная и пустынная даже днем набережная, фонарей и тех нет. Когда я ночью снимал с нее вид на светящейся полуостров с небоскребами, я реально очковал, как бы в темноте не получить по репе бутылкой с безалкогольным шариатским пивом и не распрощаться с кошельком и фотокамерой, настолько тут было темно и стрёмно.

Порт Дохи для маломерных судов. Суда тут стоят разные. Есть трудяги-рыболовы.

Спецсуда, предначначенные для неспешных прогулок, во время которых можно возлежать на подушках, курить кальян и созерцать водную гладь, предаваясь благочестивым мыслям.

Хотя арабам исторически привычна и свойственна езда на тихоходных верблюдах, век прогресса пробудил в некоторых из них жажду скорости. Современные арабы любят прокатиться по воде с ветерком, на некоторых лодках стоят моторы вызывающие очень большое уважение, вот три "Меркурия" в связке, по 250 лошадок каждый.

Развлекательные суда. Обратите внимание, что на корме каждого кораблика имеется нависающее над водой сооружение, в котором недвусмысленно угадывается гальюн с выбросом отходов жизнедеятельности прямо в море. Удивительно, но катарский портовый надзор видимо не требует установки на борту судна фекальной цистерны, пломбы на ней, и наличия договора на ее регулярное опорожнение с уполномеченной организацией.

Там же на набережной находится Катарский музей исламского искусства (Qatar Islamic Museum), построенный в авангардном стиле.

Недалеко от исламского музея находится Катарский культурный исламский центр (Qatar Islamic Cultural Center).

В том же районе, где и Катарский культурный исламский центр, находится главный автовокзал Дохи - Doha Central Bus Station. Автобусное сообщение в Катаре очень развито и можно без проблем объехать весь Катар на автобусах. Билет на любой маршрут, даже междугородний, стоит 10 катарских риалов (на март 2011 года 1 катарский риал = 8 российским рублям или 3,6 риала = 1 доллар США). Разовые билеты приобретаются у водителя при посадке. Обязательно ознакомьтесь с действующим на данный момент расписанием, особенно для междугородних автобусов, можно запросто уехать не туда, куда планировалось. Карту автобусных маршрутов Катара можно посмотреть кликнув сюда (разрешение 3170х3375, объем 1,6 мб).

Рынок недалеко от автовокзала.

Ассортимент рынка в общем-то обычен, за исключением отдела женской одежды, в котором кроме хиджабов больше ничего не представлено. Катарским женщинам нет нужды читать модные журналы и гнаться за прет-а-порте, для них это самое прет-а-порте неизменно на протяжении веков.

Напротив дворца, через Персидский залив, на выдающемся в море небольшом "языке" суши, эмир милостиво повелеть соизволил возвести катарское подобие Гонконга, и вообще сделать как во всех развитЫх городах мира: настроить небоскребов, да так, чтоб прогуливаться по набережной и через водную гладь любоваться ими.

Днем на Гонконг пока не похоже, много недостроя, а вот ночью на Гонконг уже похоже вполне, видно, что люди стараются.

Въезд в сити-центр по Al Comiche street, идущей по набережной вдоль залива.

Центр района небоскребов. Справа видно самый большой торговый центр (молл) Дохи, обозначенный на туристических картах как City Center. С главного автовокзала до него ходит прямой автобус №76.

В Дохе идет гигантская перестройка города. Первые от залива линии домов полностью построены заново, в настоящее время масштабные работы ведутся вглубь от залива. Сносятся целые улицы.

Если экскаваторы и всякие фронтальные погрузчики в Катаре используются самые современные, то 90% большегрузных самосвалов осталось еще со времен британского протектората, и они до сих пор прекрасно трудятся на катарских стройках.

Большая часть старой застройки Дохи состоит из квартальчиков, имеющих общий забор и поделенных внутри на клетушки, этакие коммуналки на арабский манер.

Их расселяют, уж не знаю, насколько добровольно, и давая что-либо взамен или нет, и на их месте строят современные здания. Условия жизни в этих старых кварталах были не сахар, "квартиры" больше напоминали тюремные камеры.

Часть этих кварталов покинута жителями, расчищена, и ожидает своей очереди к застройке.

А часть площадок, строительство на которых по каким-то причинам задерживается, превращается в свалки и помойки.

Ресторан "Ролекс". Несмотря на громкое имя представляет собой жалкое подобие KFC, т.е. куроедной забегаловки. Кур кусками или тушкой готовить в Катаре не умеют, катарские куры как резина, жесткие, тянучие и противные. Единственное исключение - куриная шаурма, тут претензий никаких, все пучком. Шаурма в Катаре стоит 6 риалов, чтоб наесться от пуза надо брать две порции, Кока-Кола в банке 0,33 стоит 3 риала, а 1,5-литровая бутылка простой воды - 1,5 риала.

Вдоль "рабочих" улиц, на которых находятся строительные магазинчики, каждое утро располагаются подённые рабочие, как в Москве на Ярославке. На фото на переднем плане представлен квалифицированный рабочий, выставивший на дорогу для саморекламы свой сидорок, из которого торчит рукоятка плиткореза и уровень, чтоб все видели, что он плиточник, а на среднем плане сидит стайка басмачей, которые могут претендовать только на роль грузчиков, никаких инструментов у них нет.

Базовые станции сети сотовой связи в Дохе выполнены мобильными, в виде автомобильных прицепов, и питаются от собственных дизель-генераторов. При стоимости солярки в Катаре на американские деньги около 25 центов за литр, в ДГУ базовой станции за месяц сгорит солярки на 1000 долларов, по катарским меркам это дешевле и проще, чем монтировать стационарную БС, платить за аренду помещения и подводить к ней электропитание от городской сети.

Ошибка катарского проектировщика. Прекрасное шоссе, по две полосы в каждую сторону, построили не туда. В Марракеше, в старые времена, казнили архитектора, построившего мечеть так, что ее михраб был не точно направлен на Мекку, а мечеть снесли и построили заново. В случае с катарской дорогой наверняка архитектор остался жив и здоров, хотя эмир, может быть, лишил его премии.

Человек приехал из пустыни. По слухам, при езде в песчаную бурю, вытворяющую с машиной такое, воздушного фильтра хватает только на 100-200 километров, поэтому все выезжающие за город возят с собой замену, как запасное колесо.

Пересечение улиц Grand Hamad Street и Ras Abu Aboud Street. Монумент "Сабли", часто изображаемый на рекламных буклетах Дохи.

На дорогах Катара, кроме совсем уж центральных, нет светофоров, и пешеходных переходов не предусмотрено. Коренные арабы пешедралом по жаре не шкандыбают, а всякие индусы и пакистанцы, понаехавшие в страну за длинным риалом, который они зашибают обслуживая коренное население, и без переходов обойдутся, приезжим все время приходится изображать из себя аравийского орикса, перескакивая через дорогу между машинами.

Улица Дохи, названная словосочетанием, прославившим Катар на весь мир. Прямой аналог арабского "Аль-Джазира" это английское "The island", т.е. просто слово "остров", под которым у арабов сокращенно подразумевается "Аль-Джазира Аль-Арабия", исконное название всего Аравийского полуострова.

Телекомпания Аль-Джазира была создана в 1996 году по указу нового эмира Катара и стало широко известна после того, как Усама бен-Ладен избрал ее своим рупором, передавая её представителям кассеты со своими обращениями. В настоящее время телекомпания Аль-Джазира выпускает несколько каналов, в том числе англоязычный, и по сути является этаким BBC арабского мира. На фото мачты радио Катара, имеющего помимо всякой мелочи могучий средневолновый передатчик мощностью 1500 кВт и аппаратно-студийный комплекс Аль-Джазиры. Все это обнесено неслабым забором и охраняется автоматчиками на вышках.

Новая Государственная мечеть возле вещательного комплекса (State Mosque of Qatar). Строительстьво началось по прямому распоряжению эмира, длилось с 2006 по 2009 год и обошлось в 80 млн.долл. Мечеть является одной из крупнейших на Ближнем Востоке, ее вместимость около 11000 мужчин и 1200 женщин (для мужчин и женщин предусмотрены раздельные залы).

А вот так вот выглядит Доха из-за её пределов. Пустыня пока сильнее цивилизации, но город все увереннее отвоевывает себе по кусочку земли от нее. Катарцам еще есть место, где размахнуться.

Рассвет следующего дня я встретил в аэропорту Маската (Muscat) - столицы Омана. Лететь из Дохи в Маскат около 1,5 часов.

Знакомьтесь - султан Кабус. Полностью - Его Величество Кабус бен-Саид. Воцарился он, как и его катарский коллега, бескровно свергнув с трона в 1970 году своего папу, Саида бен-Теймура. В Омане наблюдается некоторый культ личности, портреты султана висят везде и много, с портрета султана начинается даже телефонный справочник Омана.

Именем султана Кабуса в каждом городе Омана названа самая длинная и широкая улица.

Так как султан один, а прочих достойных деятелей Омана мало, то множество улиц в Маскате и других городах именуются просто "Проезд № такой-то". В Маскате максимальное число, обозначающее номер улицы, которое я видел, было за 8000.

По утрам на улицы Маската, так же как и в Дохе, выходят стайки гасторбайтеров-подёнщиков.

Рядом со своими автомобилями ждут заказчиков водители грузовиков.

Табличка на пустыре "Машины не ставить!", но самая соль в приписке снизу маленькими буквами "Спущу колеса!". Даже в суровой России я не встречал, чтоб так откровенно писали.

В Маскате замечены некоторые проблемы с канализацией. Водоснабжение подведено практически в каждое здание, а вот с централизованым водоотведением все не так гладко, стоки часто вывозятся вакуумными машинами, каждое утро на улицы Маската выезжает множество ассенизаторов.

Пока с одной стороны отеля пакистанец выкачивал какашки постояльцев, с другой стороны в этот же отель заселялся представитель коренного населения, приехавший на машине, от которой одно колесо стоит больше, чем зарплата пакистанца-ассенизатора за полгода, а цена номерного знака вообще не поддается исчислению.

Почти все автомойки в Омане оказывают услугу по мойке днища автомобиля, жалко, что у нас этого нет. У них на дорогах только песочек, а у нас грязь, соль и "коктейль Лужкова", мойка днища была бы очень актуальна в России.

Люди в Омане, несмотря на твердую султанскую руку, несколько расслабленные. Бывают пешеходные переходы упирающиеся в бетонный отбойник.

Почти все пожарные гидранты в Маскате установили до того, как начали выводить дороги на отметки, а потом так и оставили. Цапковых головок на гидрантах я не заметил, они либо никогда не были установлены, либо впоследствии были отломаны, и потушить из такого гидранта ничего не возможно, видимо, противопожарные мероприятия в Омане, как и в нашей стране, выполняются не для реального улучшения обстановки с пожарами, а для галочки.

Кусок берега, оккупированый рыбаками. На рынках Маската всегда продается свежая рыба местного улова. Тойота Ланд-крузер "головастик" любимая машина рыбаков.

Городской пляж. На заднем плане видно опреснитель, из которого в краны жителей подается опресненная морская вода. Воду для питья лучше покупать в бутылках, вода из крана хотя и пригодна к употреблению, но на вкус не очень хороша.

Окраина Маската. Город лежит на узкой полоске земли между горами и Оманским заливом.

На следующий день меня ждал перелет из Маската в Салала (Salalah). Салала в настоящее время активно развивают в плане привлечения туристов, даже проводят в ней туристический фестиваль (Salalah Tourism Festival) в июле-августе. Башенка на въезде в город - символ Салала. На заднем плане видно КДП аэропорта, он находится в 1 километре от города.

Старый знакомый - султан Кабус. "40 славных лет" на троне, оманские трудящиеся рады приветствовать своего повелителя. Салала - родной город султана Кабуса, здесь он родился и жил до восшествия на престол.

Общие виды Салала. Высотные дома это улица Al Nahda Street, по правую руку при въезде в город от аэропорта по Al Matar Street. Улица Al Matar Street начинается от аэропорта и пройдя через весь город выходит на морской берег.

Район автосервисов и мастерских слева при въезде в город от аэропорта, между улицами Al Rubat Street и 23 July Street.

Одна из центральных улиц, идущих по городу вдоль - улица 23 July Street, в настоящее время спешно реконструируется, видимо хотят успеть к началу фестиваля. 23 июля 1970 года - это дата дворцового переворота и воцарения султана Кабуса.

Рынок на пересчении улиц 23 июля и A'suq Street. Как только я достал фотоаппарат и попытался сделать кадр, продавец фруктов резво сорвался с места и убежал в соседний ряд, так велик был его страх согрешить путем попадания на фотографию, хотя глава их государства фотографироваться очень любит.

Кто-то торгует в положении лежа. Покупатель при необходимости будит продавца.

Рыбный ряд. Свежевыловленные маленькие акулы.

Обычная нецентральная городская улица. Обратите внимание на размер баллонов для сжиженного газа используемых в Омане - до 150 литров. Это самые большие по вместимости баллоны для сжиженного газа, которые мне приходилось видеть.

Оманский электромонтёр, прекрасно обходящийся без всяких дорогих средств механизации типа коленчатого подъемника.

Середина Al Matar Street, тут кучкуется множество магазинчиков и закусочных. Шаурма в Омане стоит 0,300 риала (300 байса, байса - тысячная часть риала), но сами порции тут маленькие, чтоб наесться нужно брать 4 штуки. Банка Кока-Колы 0,33 стоит 150 байса, 1,5 литровая бутылка чистой воды тоже стоит 150 байса. Оманский риал = 2,6 доллара США или примерно 75 рублей. Полный обед в Омане обойдется в сумму около 100-150 рублей, еда недорогая.

Мечеть Shanfari Mosque in Salalah находится на пересечении Al Matar Street и Al Manarat Street.

Бананово-кокосовые плантации на задворках Салала. Домики местных плантаторов выглядят небогато.

Бананы можно рвать руками, они растут на высоте человеческого роста.

За кокосами придется лезть на пальму, а пальмы не низкие: 8-12 метров, высота 3-4 этажа.

Al Matar Street в конце пересекает вездесущую улицу Султана Кабуса, идущую через весь город вдоль моря.

И через первую линию фешенебельных домов, с пасущимися под пальмами барашками...

Улица Al Matar Street выходит на пляж. Пляжи в Омане песчаные, с мелким и приятным песочком, море чистое.

Выводы:

Катар. Интересная, относительно развитая и культурная страна, не без некоторого лоска. Достоинства: культурно, немного гламурно, добротно, качественно. Хороший способ познакомится с еще не до конца отполированным арабским миром. Недостатки: практическое отсутствие провинциальности, изжили, а та, что осталась, уж совсем некузява. Пляжный отдых тоже имеет некоторые ограничения.

Оман. Достоинства: шикарные пляжи, нет скученности, легкий налет милой провинциальности, кто любит спокойно лежать на пляже и не испытывать дискомфорта от шума соседних пьяных компаний - самое оно. Недостатки: основной недостаток - это проблемная авиадоступность из России. Но если, как обещают, летом наладят прямой чартер в Салала, будет очень даже ничего. Непьющим любителям умеренной экзотики Оман наверняка понравится.

Вернуться на главную страницу

Записки странствующего слесаря © Все права защищены