Страну нужно знать в лицо!
В связи с производственной необходимостью нам понадобилось посетить Дальний Восток. Лететь туда самолетом не интересно, гораздо интереснее приехать по земле, людей посмотреть, себя показать, благо в последнее время набирает популярность русский "ROUTE-66" "Москва-Магадан", который после ввода мостов через Большой Селерикан и Эльгу стал проезжаем без фанатизма, ибо путники, преодолевавшие его раньше по старой Колымской трассе через Оймякон, познавали немалые трудности и мокрости. Старая Колымская трасса получила название "Дорога тысячи луж" но, спасибо Партии и Правительству, в 2008 году был наконец-то открыт тестовый проезд в Магадан по новой трассе через Усть-Неру. И мы решились на маршрут Москва - Якутск - Магадан - Москва на УАЗ "Буханке", который в процессе его прохождения превратился в маршрут Москва - Якутск - Магадан - Владивосток.
"Ты знаешь, брат, она какая - Колыма? Мне жалко тех, кто края этого не знает!" (с) А. Розенбаум
До Казани пролетел быстро, со средней скоростью 90 км/ч. На посту за Казанью видимо проводилась какая-то облава на пьяниц, всех тормозили и заставляли дуть в трубочку. Подул и я. Все четко, как на конвейере, один ГИБДДешник всех тормозит и направляет на пост. Второй работает с алкотестером. Заподозренных в пьянстве целая очередь, поэтому никаких лишних телодвижений дорожные стражи не делают. Подул, дождался зеленого свистка на приборе, и поехал дальше. Но клиентуры у них видимо хватает. Передо мной попался нетрезвый татарин. Который сначала говорил с ними на русском, а когда попался, перешел на татарский. Как только он заговорил на местном наречии его увели в отдельную кабинку, наверное, чтоб наговориться всласть на родном языке без посторонних ушей. Переночевал за Казанью у кафешки, предварительно отужинав в ней, и двинул на Уфу. Перед Набережными Челнами опять остановили, но не на посту, а в поле. Шедшего за мной тоже. Вменяли нарушение знака "Обгон запрещен", хотя шла прерывистая. Я был первый. Мне с ходу сообщили, что немедленно лишат прав, если я хорошо не подумаю, на что я предложил сто рублей просто из уважения к служивым. Служивые оторопели от столь мизерной суммы, но тут на помощь пришел второй остановленный водила. Он стал громко возмущаться, что позвонит в КПО и УСБ, что это развод чистой воды и прочее. В общем, пока я сидел в машине старшего и откупался стольником, его отпустили бесплатно. Стало обидно, что поторопился, мог бы тоже бесплатно уехать. Дорога до Уфы местами хорошая, местами сносная. Проскочил Уфу по объездной, километров через 20 воткнулся в пробку. Ремонт моста через реку, название которой не удалось узнать, т.к. табличка отсутствовала. Пускают по одной стороне в реверсе. Три с половиной часа стоял и слушал из рации матерщину дальнобойщиков, причем они говорили, что дальше будет еще одно проблемное место.
Проехал пробку. Дальше поехалось неплохо, 70-80 километров в час, и уже под вечер я встал во второй обещанной засаде. Теперь ремонтировали мост через реку Сим.
Торжище у дороги возле Сима по сравнению с прошлым годом разрослось еще больше. Бизнес процветает. Тут стоял на целых полчаса меньше, всего 3 часа. Проехал и двинул на Челябинск. Темнело. И в Уральских горах меня накрыл ливень. Большинство дальнобоев повставало на обочину, где могли уместиться. Под ливнем проехал 30 километров, дотянул до кафешки. Ужас. Дорога парит, темень, ничего не видно, льет как из ведра. Фуры которые не встали, мотает по дороге. Жуть. Поспал, поел и двинул на Омск. На объездной Челябинска обнаружил интересный населенный пункт - Баландино. Сразу вспомнилась реклама пива "Что пили в Малых Чекушках и так понятно, а в Больших Кружках пили пиво". Что едят в Баландино, пробовать не стал, сфотографировал и поехал дальше.
С магистральной дорогой М-51 при развале СССР случился прикол, часть ее, совсем маленький кусочек, попала на территорию суверенного Казахстана, и чтоб проехать на Омск напрямую нужно пройти четыре таможни. По две на въезде и выезде. Поэтому напрямую, понятное дело, никто не ездит, все ездят в объезд, через Ишим-Бердюжье. Дорогу сделали сносную, хороших участков больше чем плохих. Трафик в вечернее время до Ишима весьма мал, бензоколонок почти нет. Дорогу практически построили заново. Тех ужасных колей с пылящими по ним фурами, фотки которых я видел в и-нете, не осталось. До самого Омска асфальт, но местами присутствуют весьма приличные ямы. Нужно быть осторожным.
В середине четвертого дня пути я в Омске. Устав за три ночи спанья в УАЗике решил вписаться в гостиницу, дабы помыться и отдохнуть. Была обнаружена муниципальная гостиница "Иртыш", разумеется, на берегу Иртыша. Гостиница, по-видимому, содержится для заезжих чиновников из Центра, посему очень приличная,хотя и относительно дешевая. Вписавшись, пошел погулять по городу и найти, где перекусить. Обнаружил интересную рекламу.
Помнят еще в Омске Верховного Правителя России. Правда реклама выглядит как-то фамильярно. Могли бы твердый знак хотя бы к фамилии прилепить, типа "Колчакъ". Получилось бы старорежимно и солидно, а то название просто теряется в вывесках типа "Кафе дядя Коля" или "Бар у Михалыча". Омск порадовал культурой водителей на улицах, организацией движения и гостеприимством. Еду в Новосибирск. Дорога до Новосиба очень приятная, пустая и почти идеальная.
Вроде ее начали строить заново вместо старого тракта в 1999 году и довели до конца. Пожалел, что на буханке не предусмотрен круиз-контроль, очень бы пригодился. Можно катиться все 650 километров с ветерком. На большой машине типа "Волги" можно лететь 140, изредка обгоняя фуры. У кафешки на развилке с Чанами попался русский "SCHOOL-BUS". Местным детям не приходится, как Филиппку, ходить в школу за 10 километров по морозу.
Кафешка в Чанах удивила предложением в меню всевозможных пирожных и качественного чая. Съел "Эклер" и какой-то "Укус осы". Таких качественных пирожных и в Москве-то на каждом углу не встретишь, а тут на трассе, в забегаловке, где кормят дальнобоев традиционным шашлыком, гуляшом и макаронами. Очень понравилось, рекомендую. К вечеру я был в Новосибирске. Переночевал в Толмачево и поехал на Кемерово. Дорога на Кемерово весьма неплоха. Снова стабильно иду 80-90 км/ч.
Два раза встречал автовозы с питерскими и подмосковными номерами. Везут Хундаи и еще какие-то ускоглазые иномарки. Спросил по рации, что они тут делают, и они рассказали, что японки и кореянки приплывают в Питер на судне по морю, а дальше развозятся автовозами по России вплоть до Читы. Вот уж неисповедимы пути логистики! Машинам проще проплыть вокруг материка и проехать на автовозах половину страны в обратном направлении, чем приплыть во Владивосток и прибыть к клиентам по железной дороге. Кемерово не имеет объездной дороги, но спокойно проходится через город по указателям. Дорога сначала идет мимо "Азота" который во всю дымит трубами, несмотря на кризис, потом пару раз петляет по главным улицам города и выходит на М-53. Качество так же на твердую четверку. Трафика почти нет. В рации тишина, дальнобои практически отсутствуют. Иду на Ачинск. Опять проблем с дорогой нет.
Трасса проходит через Мариинск с весьма путаной схемой проезда, но если держаться указателей, то проблем не будет. Справа у въезда в Мариинск со стороны Москвы стоит во всей свой красе выставленная напоказ зона. Впечатление производит. Похоже, все страшилки насчет того, что с дорогами М-51 и М-53 дело плохо, не соответствуют действительности, нет никакого смысла объезжать через Тюмень или другими путями. Несколько раз я встречал дорожников, которые что-то делали на и так почти идеальных для России трассах, похоже за дорогами в центральной части и Сибири начали следить как следует. Ухабов и ям в разы больше от Москвы до Урала, чем в Азии. В Ачинске заселился в гостиницу "Аркада", в которой даже имелся безлимитный интернет, а в номерах инструкция по его использованию, написанная явно не компьютерщиком, и поиметь следуя ей халявный доступ не специалисту тяжело.
Не имеющим с собой личного компьютера, ноутбук на время проживания выдает администратор, бесплатно. Вот это сервис! Нам в европейской части до такого как до Луны. С утра просыпаюсь и через Ачинск выезжаю на Красноярск. Движение не напряжное, указатели имеются, блудить не пришлось. Приятный городок. Объездную, кстати, Ачинск имеет и без необходимости можно в него не заезжать.
Ачинск незаслуженно обижен популярностью, в отличие от известного каждому советскому человеку Шушенского, а ведь в нем отбывал остаток ссылки товарищ Сталин, и отсюда 8 марта 1917 года он отбыл в Петербург. В Ачинск будущий большой ученый, знавший толк в языкознании, был этапирован из Туруханского края, где в селе Курейка он почти 4 года находился под присмотром царской охранки вместе с другим известным революционером и будущим председателем ВЦИК Яковом Михайловичем Свердловым. Позже Курейка стала известна благодаря расположенной там ГЭС, снабжающей электроэнергией Норильский Промышленный Район. Во время моего пребывания в Норильске я пытался что-нибудь узнать об этом интересном факте у старожилов, но никто ничего не знал. Странно. В Москве на каждом доме где появлялся во время или до октябрьских событий хоть кто-то из верхушки ВКП(б) висит мемориальная доска, а тут такой пробел в истории Партии. В наши дни в Красноярском крае так же полно пенитенциарных заведений. Причем УФСИН по Красноярскому краю одно из самых передовых в России. Помимо новейших технических средств по охране заключенных тут внедрили такое новшество как видеосвидания. З/к и прибывшие на свидание родственники общаются с помощью видеосвязи.
Цена весьма доступна, 10 рублей за минуту. Но, все же стоит признать, что за эти же самые 10 рублей можно поговорить с Тель-Авивом или США, причем не одну минуту, а 5 минут. Что поделаешь, естественная монополия. Или неизвестные секретные законы физики, по которым пропускная способность канала за колючей проволокой длиной в 300 метров равна пропускной способности канала на воле длиной в тысячи километров, хотя иногда действительно, в некоторой среде "стук распространяется быстрее, чем звук".
Дорога до Красноярска снова сюрпризов не преподносит, как и его недавно построенная объездная. Скорость обычная 80-90 км/ч. При подходе к Красу 92ой бензин подорожал на 3 рубля. От Москвы до Краса он стоил от 19 до 21 рубля за литр, а после Красноярска стал стоить от 22 до 24 рублей. Обедая в кафешке перед Красом, ел весьма качественный салат из огурцов и помидоров. Решил, что овощи должны быть местные. Это предположение впоследствии подтвердилось. Проходя объездную, заметил обилие теплиц. Оказалось - китайцы подсуетились, создали китайский совхоз на российских землях. Умеют они разворачиваться, но ходят слухи, что в выращенных ими овощах сполошные нитраты и прочие гадости.
Переезжая Енисей по новому мосту удивился его относительно небольшой ширине. Я привык видеть Енисей в Дудинке широченным, таким, что почти не видно другого берега. Правда до Дудинки в него впадает куча больших и малых речек и, видимо, Енисей в этом месте еще не набрал всей силы. Дорога до Канска на твердую четверку. Только перед самым Канском начинают попадаться небольшие ямки, требующие внимания и снижения скорости до 50-60 км/ч. В окрестностях Канска еще совсем недавно размещалась 23 Гвардейская ракетная дивизия РВСН имевшая на вооружении на момент расформирования в 2007 году грунтовые комплексы семейства РС-12 "Тополь", но остались арсенал ВМФ и военный аэродром с базирующимися там МИГ-31. Аэродром ПВОшный, поэтому имеет весьма мощный парк РЛС, которые стоят прямо вдоль дороги. Вот бодро вращается приемо-передающая кабина какой-то из модернизаций П-30, вероятнее всего П-37:
В Канске меня пригласил в гости Константин (SKDingo). Накормил, напоил, спать уложил и по Канску покатал, за что ему большое спасибо. У Константина же встречаюсь с Александром (Д144м) из Хабаровска, приехавшим в Канск на сутки позже. Историческая фотография "Батоны со всей страны встречаются в Канске - центре России".
Вид на Канск и реку Кан от бывшего военного городка РВСН (ЗАТО Солнечный), переданного муниципальным властям и ныне заселенного гражданскими:
Выезжаю на Иркутск. После Нижнего Ингаша начинается веселье. Нижний Ингаш - это широко известное название. Если Тула ассоциируется с самоваром, а Оренбург с пуховыми платками, то Нижний Ингаш прочно ассоциируется с задней частью организма. Стоит при общении с любым водителем-дальнобойщиком упомянуть это название, как в ответ прозвучит: "Нижний Ингаш - это задница". Надо сказать прямо, задница эта не самая большая в России, но самая известная - бесспорно.
Про участок федеральной дороги от Нижнего Ингаша до Нижнеудинска написано немало, его плачевное состояние известно всем автомобилистам дальнего следования, но ничего не меняется на протяжении десятков лет. Создается впечатление, что эту "достопримечательность" специально не ремонтируют и сберегают в первозданности, как какой-нибудь памятник архитектуры прошлого. Ведь исчезни эта "изюминка" и Нижний Ингаш бесславно затеряется на российских просторах как тысячи других придорожных поселений. Хотя какие-то работы по устранению этого безобразия проводятся. Насыпается насыпь, везде знаки "Объезд" и "Ремонт дороги", есть законченные куски асфальта по несколько километров. Но все это делается как то вяло, похоже что больше для галочки. Дорога, вернее грейдер, проходит через Тайшет, который оказался большой деревней. Тайшет - крупный железнодорожный узел на Транссибе.
Здесь начинается БАМ и сюда приходит ветка с Абакана. Кстати, восточные дороги электрофицированы переменкой 2х25 кВ, в отличии от железных дорог европейской части, где постоянный ток 3 кВ. Абаканская ветка известна меньше чем Байкало-Амурская Магистраль, но они с ней являются близкими родственниками. Начинали и БАМ и Абакан-Тайшет еще в сталинское время, силами заключенных Главного Управления Лагерей Железнодорожного Строительства (ГУЛЖДС). Обоим эти проектам помешала Великая Отечественная война. Продолжали эти стройки уже в хрущевское время силами комсомольцев, не гнушаясь и трудом оставшегося спецконтингента. И про Абакан-Тайшет и про БАМ пел Юрий Визбор. Но БАМ знают все, а Абакан-Тайшету внимания публики досталось намного меньше. Хотя по трудности и человеческим жизням ветка на Абакан занимает второе место среди железнодорожных проектов СССР после дороги Салехард-Игарка, брошенной после смерти Вождя и так и недостроенной. Проехал Алзамай с известным мотелем "У Петра", но останавливаться не стал. Хотелось побыстрее пройти грейдер. Километров за 40 до Нижнеудинска пошел асфальт. И вот уже ночью я в Нижнеудинске. Решил заселиться в гостиницу, отмыться от пыли. В городе имеется единственная гостиница "Уда", с оценкой "0,5 звезды". Моюсь, сплю и выдвигаюсь дальше на восток. Перед Тулуном опять 40 километров ухабов. Встретил еще один московский автовоз везущий японки из Финки, что творит РЖД, слов нет. Пролетаю Иркутск через город, т.к. объездная еще не готова. На въезде в Иркутск со стороны Улан-Удэ по М-55 вижу то от чего на просторах Сибири я давно отвык - многокилометровую пробку из дачников, возвращающихся вечером в воскресенье в город. Я насчитал длину пробки 9 километров.
После Иркутска начинается 70 километровый горный серпантин на Слюдянку. Особо безбашенные водители устраивают на нем гонки с обгонами. Еду строго по знакам, на один километр бывает до трех поворотов на 180 градусов. До того как солнце совсем село успеваю доехать до Култука. Здравствуй, Байкал!
В Култуке покупаю 5 омулей горячего копчения по 30 рублей за рыбку, еду до Слюдянки, съедаю их и под шум Транссиба ложусь спать. Половина перевозок по Транссибу это цистерны с нефтепродуктами, причем на 70% их красуется надпись "ЮКОС". Уж и ЮКОСа вроде нет уже, а его бочки все катаются по Забайкалью. Проснувшись, выдвигаюсь на столицу Бурятии - Улан-Удэ. Снова горные серпантины, в основном асфальт, но местами грейдер в жутком состоянии.
Заехал в Улан-Удэ посмотреть город и перекусить и случайно наткнулся на магазин запчастей для УАЗов с огромнейшим ассортиментом. Есть даже всякий "тюнинг" типа хромированных местными умельцами родных фаркопов. Половина запчастей еще из закромов Родины - Made in USSR. Купил впрок лягушку ближнего-дальнего и бензонасос, которые стоили дешевле чем в Москве в три раза. Выехал на Читу, в Мухоршибирь. Дорога до Читы на 4 с плюсом, очень достойная. Бурятия та же Монголия, горушки, степи между ними, кишлаки. В одном селении видел избу-пятистенок покрашенную в зеленый цвет с надписью "Сбербанк".
По сторонам встречаются знаки "ОБОО - Священное место". Нужно останавливаться, привязывать ленточки. Вообще говоря, какие попало ленточки привязывать нельзя, нужно привязывать специальные, освященные, кусочки материи, но не возбраняется бросить монетку или конфетку.
Достиг Читы и решил пополнить запасы воды. В Забайкальской воде обнаружилось безумное количество железа. Перепробовал множество местных марок,
железа везде выше крыши, на особо запомнилась марка "Кука". После того как я отхлебнул грамм двести этой воды у меня несколько часов во рту стоял такой вкус, будто я наелся железных опилок. Из бесплатного водопровода в Чите вода течет чище и прятнее на вкус, чем продается за деньги в магазинах. За что этой "Куке" дали огромное количество медалей, нарисованных внизу этикетки, совершенно непонятно.
Выехал на федералку. Через 140 километров асфальт кончился и начался грейдер разной степени паршивости с редкими участками нового асфальта. Были участки типа "стиральная доска", были участки глины, были ямы и калдобины разной величины. Но самое неприятное это "лунная поверхность", позже мы ее прозвали "луна". Изрезанное множеством кратеров щебеночно-земляное дорожное полотно, не позволяющее ехать более 30 км/ч. Во всей красе эта "луна" пошла в районе Могочи. Бензин стоит здесь 25-27 рублей за литр.
Прибыл в Могочу. Могоча представляет собой большую деревню с вкраплением пятиэтажек и когда-то была центром золотодобычи. Лучше всего положение дел в Могоче характеризует дорожный знак, висящий на главной улице. Жизнь в Могоче такая же как он, вроде есть, но куда, зачем и почему - непонятно.
В Могоче я встретился с Ашей, который в Благовещенске управился не дожидаясь меня и приехал ко мне на встречу на поезде. Благовещенск - город образованный и образовательный. Он чуть менее чем наполовину состоит из учебных заведений, общежитий, в которых проживают жадные до учености юноши и девушки. В нем имеются АГУ, БГПУ, АГМА, ДГАУ, бесчисленные ПТУ и колледжи. Все учатся всему. Прорвавшись сквозь ряды ПТУ, школ и общаг можно выйти на Границу с Китаем, над которой, согласно известной песне, хмуро ходят тучи и которую берегут от самураев стойкие часовые Родины. Во время Ашиного посещения Благи действительно тучи ходили хмуро, но вот часовые Родины отсутствовали напрочь, да и сама Граница представляла собой обычную заплеваную амурскую набережную.
Аша успел обнаружить в Могоче постоялый двор. Постоялый двор представлял собой двухэтажный барак, переделанный в жалкое подобие гостиницы. Ставя машину за забор гостиницы, я услышал характерное стрекотание и обнаружил в одном из сараев дизельгенератор АД-30. Оказалось, что хозяин, видимо анархист-индивидуалист в душе, отключил свое предприятие от централизованного энергоснабжения и перешел на автономное. По его словам в месяц он платил за электричество местным энергетикам 50000-00, а теперь электроэнергия обходится ему в 26000 рублей в месяц. Удивительно, часовой расход такой станции около 8 литров в час, получается, что в сутки в ней горит 192 литра солярки, в месяц 6 кубов, при цене соляры даже в 15 рублей за литр это будет 90 тысяч, не считая масла и амортизации ДГУ. Видимо в Могоче какая-то другая, нестандартная, арифметика. Еще во дворе этой гостиницы стоял сарай и в нем виднелся бильярд, но киев не было. По словам хозяина заведения, кии он выписал месяц назад из Москвы, но они пока не пришли. Вообще этот местный клуб ночью нам дал прикурить на полную. К нему съехалась вся окрестная молодежная элита и начала разухабистые гуляния с песнями из хрипящих автомагнитол, пьяными криками и какой-то очень громкой движухой, по звуку похожей на драки. Еле уснули. Вспомнилась поговорка "Бог создал Сочи, а черт - Могочи". Весьма актуально. Поспали и поехали на восток. Объем работ по строительству федералки проделан огромный. Виден размах.
Взрывается и пересыпается умопомрачительное количество скальника, срыты целые сопки. Через каждые 40-50 километров поставлены асфальто-бетонные заводы. Построены капитальные мосты. Но делается все как-то лениво. Экскаваторщик копает, а рядом 15 человек стоят и курят. Десять лет строят и похоже ранее чем через пять лет не закончат такими темпами. Доехали до развязки федералки с М-56.
Развязка строится в двух уровнях, как на настоящих дорогах. Повернули на М-56. Когда-то, видимо, до Тынды был асфальт, а теперь поверх него насыпали грунта и сделали грейдер. Едется нормально, скорость доходит до 80 км/ч. Достигли Соловьевска, представляющего собой большой и ухоженный поселок, решили перекусить. Первая же кафешка на М-56 очень порадовала и вообще далее до Якутска с кормежкой полный ажур, дороговато, но вкусно. По сравнению с помоями, которые я изволил откушать на федералке, это был просто ресторан. Правда и цена выросла, вместо 138 рублей на двоих на федералке за помои, именуемые "поджаркой" и "пирожками", тут мы оставили 450 рублей, но съели по шашлыку, по паре чебуреков и выпили четыре чая с "Твиксом", причем все поданное нам было качественным.
Наше внимание привлек идущий вдоль обочины оранжевый провод. Присмотрелись, проводов оказалось два. Второй был черный. Остановились и обнаружили, что обочина дороги утыкана зондами/геофонами американской системы "Гео-импульс", т.е. датчиками фиксирующими вибрации, а провода это измерительная цепь (оранжевый) и данные/питание (черный). Предположили, что после шухера 2006 года с известной многонедельной пробкой выделили деньги и установили такую штуку.
Непонятно только почему этой системой оборудованы первые, самые благополучные, километры от Тынды. Логичнее ее было бы ставить под Якутском, где все гадости с дорогой и происходят. Еще я слышал версию, что это ищут полезные ископаемые. Возбуждают вибрации в грунте специальными машинами и по их прохождению смотрят, где и чего есть хорошего, но эта версия тоже жидкая - какой смысл искать вдоль дороги? К ночи приехали в Тынду. Гостиницы забиты по причине празднования 35-летия БАМа, столицей которого является город, но мы нашли-таки двухместный номер со странной конструкцией санузла, где воду из душа нужно было лить прямо на пол, на котором стоят унитаз и раковина, а сам номер был такой, что две кровати еле влезали. Как же в таких условиях жили ударники, приезжавшие строить железную дорогу? Гостиница одна из центральных, и такие условия. Цена, кстати, тоже не малая - 3600 рубликов за номер при самом поганом соотношении цена-качество какое я только встречал.
Поспали, отмылись от пыли и выдвинулись в Якутию. Вдоль М-56 тянут железную дорогу носящую гордое имя "Амуро-Якутская Магистраль", сокращенно АЯМ, которую проложили уже до Улуу. Далее собираются дотянуть до Нижнего Бестяха и построить либо паром, либо мост в Якутск.
К вечеру были в Томмоте. Опять ночевали в гостинице. Гостиница деревенская, но как ее назвала девушка в ларьке, где мы покупали воду, "недавно обделанная". "Обделано" неплохо, стоимость небольшая. Поспали, поели, переехали по мосту Алдан и рассчитывали к вечеру быть в Нижнем Бестяхе, но судьба подставила нам подножку. Помнится в прошлом году интернет-общественность с упоением читала блог известного Великого Русского Дизайнера с птичьей фамилией, который пытался по федералке экспедиционировать на Дальний Восток. Героически вправляя с помощью расейских сервисменов каждую тысячу километров в чрево своего Ландровера вываливающийся на дорогу двигатель, он пытался домчать до Владивостока и занести этот подвиг на скрижали интернета, но его буцефал, нареченным им "Мумусиком", оказался очень серьезно болен грыжей и в результате хронического недержания кишок в пузе нашел свою смерть где-то в районе Улан-Батора, откуда его хладный труп был эвакуирован в РФию на монгольском ЗИЛе. В результате этой "этнографической экспедиции" хозяин Мумусика полнее всего познакомился с этносом "автослесарь российский", а прочие этносы, можно сказать, и не заметил. Хотя до введения пошлин по "федералке" без проблем проезжала тысяча человек перегонов в день. Причем не на джипах, а на пузотерках. Вот такой вот приключился у него конфуз. А теперь двигатель отвалился у нас, правда не на "федералке", а на М-56 в районе Улуу. Раскрутилась левая подушка, двигатель просел, и держась вместе с коробкой только на двух точках крепления, потянул нижний патрубок, штуцер радиатора в месте вальцовки дал трещину и радиатор потек. Хорошо, что "буханка" не Ландровер, подумали мы и подпихнув двигатель домкратом прикрутили подушку обратно, залепили трещину холодной сваркой и поехали дальше. Теперь нам придется заехать в Якутск, который находится на другом берегу Лены, и купить новый радиатор, т.к. радиаторы современных буханок алюминиевые одноразовые и не паяются. Кое-где федеральная автотрасса "Лена" свежеподсыпана.
Самый смак дороги М-56 приходится на 250 километров перед Якутском. Если на всем своем протяжении после Соловьевска она на "двойку", то здесь она оценивается на твердый "кол". Я вспомнил, что с Качикатц, не доезжая Нижнего Бестяха, можно уплыть на другую сторону Лены и доехать до Якутска по асфальту, что мы и сделали. Паром стоит 500 рублей и, похоже, является неофициальным, т.к кассы просто нет в природе и никаких документов на уплаченные деньги не выдается. Позже мы называли в разговорах переправу в Качикатцах "черными паромщиками", в отличии от официальных паромщиков в Нижнем Бестяхе, у которых касса и чеки были. Но стоит признать, что "черные паромщики" делают доброе дело, сокращая проезжающим по М-56 сто жутких километров этой дороги, на которой по причине ее высокого качества каждые 5-10 километров кто-то чинится или меняет колесо и по сравнению с которой федералка "Амур" просто автобан.
Уже ночью мы были в Якутске. Гостиницы в Якутске очень дорогие и вообще все дорогое. Вписались в какой-то "Курбан-Байрам Хотел", заплатив 6500-00 рублей, что является рекордом за все время поездки и уснули. Утром купили новый, уже медный, радиатор, засунули его под капот, долили ТОСОЛа и помыли за 800 рублей буханку внутри и снаружи на мойке, чтоб избавиться от пыли, коей нас щедро попотчевала автомагистраль "Лена". Пока меняли радиатор и мылись, наблюдали рытье канавы с помощью знаменитого местного инструмента золотодобытчиков. Простецкий лом, популярный в средней полосе, здесь не уважают.
Поехали на паром. Простояли в очереди часа два, но провели время с пользой, поели в расположенной на переправе кафешке. Паромы ходят без расписания. Заезд на паром представляет собой шоу с демонстрацией всех граней водительского мастерства, потому что как только паром причаливает и разгружается, очередь приходит в хаос и заезд идет в стиле "кто наглей того и тапки", все бибикают, орут в окна матом и затирают друг друга, пытаясь протиснуться к аппарели. На пароме сразу становятся видны предпочтения якутов в выборе автомобиля.
Кругом одни буханки, причем почему-то серые, другие цвета суперредкость. Если в Москве или Питере скрыться от милиции на буханке невозможно, по причине заметности ее в толпе "Порше" и "Мерседесов", то в Якутии скрываться нужно строго на батоне, лучше всего мышиного цвета. Буханку тут предлагают даже в качестве приза в СМС-викторине по телевизору. Если Ульяновский завод закроют или он перестанет выпускать бухлобусы, то на чем будет ездить Якутия неизвестно, другие машины тут не уважают. Переправились в Нижний Бестях. Теперь мы на трассе "Колыма" которая раньше начиналась от переправы через Алдан в Хандыге, но недавно была реконструирована и переразмечена от Якутска до Магадана. До темноты прошли около 150 километров. На 181 километре трассы "Колыма" обнаружили подробный указатель с расстояниями до Мегино-Алдана. В Ытык-Кюеле целых две бензоколонки, где есть 92ой бензин.
К ночи добрались до паромной переправы в Хандыгу. По сведениям ночевавших на берегу КАМАЗистов паром открывался в семь часов утра. Легли спать в машине на берегу Алдана, поставив будильник. Утром проснулись, первый паром похоже ушел досрочно, но через полчаса подошел второй. Паромы как у "черных паромщиков" в Качикатцах, баржа с аппарелью и катер. Переправа легковушки стоит 1400 рублей, с пассажира как всегда стольник. Погрузились последними и паром отошел. Течение Алдана быстрое, навигатор показывает скорость 2-3 километра в час, еле ползем. Всего переправа длится часа три с половиной. Съезжаем с парома и через час мы в Хандыге. Прям на въезде магазин запчастей для УАЗов, там же не далеко заправка с 92ым бензином, бензин стоит 28-30 рублей. Везде советская символика, как будто СССР еще жив.
Гостиницы в Хандыге существует две. Одна - деревянный новострой на 6 номеров, как нам сказали, в ней селят иностранцев, ездящих на экскурсии по ГУЛАГовским местам, а вторая - подъезд жилого дома, донельзя заплеванный. Забиты обе, мест нет, но нам дали телефон мадам, посуточно сдающей квартиру. За умеренную плату в нашем распоряжении оказалась "трешка", чистая и даже с горячей водой и посудой, в двухэтажном доме. Забросили вещи, сходили в магазин за картошкой, сварили, заправили тушенкой, посмотрели по телевизору якутские новости и легли спать. С утра двинулись на Кюбюме, или как ее тут называют "Куба". Проехали развилку на Тополиное.
Дорога до Тополиного круглогодична, а далее зимой готовят зимник, называемый "Янским зимником". Начинаясь от Тополиного, через Усть-Куйгу, он выходит в Тикси, протяженность его 1780 километров. Кусок, отходящий с Усть-Куйги на Депутатский, который был разморожен и брошен в 1995 году, не пробивают. Зимник, по словам местных без проблем проезжаем на машине класса "Нива". Далее уперлись в ремонт дороги, движение закрыто с 7-30 до 17-30, пропускают по графику каждые 2,5 часа по полчаса. Поднимают дорогу. Экскаватор нагребает грунт с обочин на середину полотна. Попытались проехать за бутылку, но экскаваторщик отказался и от бутылки и от предложенных далее 200 рублей, сказав, что работа для него святое, а выполнение плана - священный долг, а если он будет отъезжать и всех пропускать за деньги, то план выполнен не будет. Такие вот принципиальные люди трудятся в колымских ДРСУ.
За время ожидания познакомились с двумя иностранными мотоциклистами, покоряющими Колыму на мотоциклах марки BMW. Первый из них - Вальтер, парень лет тридцати пяти, похоже, профессиональный путешественник, спонсируемый баварцами, второй, англичанин, катается с Вальтером на старости лет от скуки. Показали им буханку, объяснили, что выпускается она 50 лет без изменений и является "русиш милитари машин". Иностранцы очень удивлялись конструкции и аскетизму внутри, что ГУРа нет, кругом рессоры и в КПП всего 4 передачи. Так же они сообщили очень интересную информацию, что в Якутию и летом можно попасть минуя трассу М-56 с ее колдобинами, проплыв с Усть-Кута на Мирный на барже за четыре дня, и далее, по Вилюйской трассе, проехать в Якутск. Баржа стоит 4 тысячи рублей за один метр длины автомобиля, но мотоциклы вместе с ними довезли бесплатно, из уважения к ним.
Через два часа проезд открыли, и мы двинулись дальше. Начались прижимы.
"Ласточкино гнездо", "Желтый прижим", "Черный прижим" и всякие мелкие безымянные. Прижимы вырублены в скале еще зековскими кирками и лопатами, пропасти имеют глубину метров до тридцати. Через каждые сто-двести метров устроены карманы, чтоб разъезжаться со встречными.
Красотища. Едем аккуратно, дорога петляет по сопкам. Постоянно встречаются памятники водителям, ушедшим под откос. Осторожность, внимательность и самое главное - трезвый вид, вот что нужно на таких дорогах. Спускаемся с перевала.
Вдоль дороги попадаются вешки. Такие вешки расставлены по хитрой схеме на всей территории бывшего СССР и представляют собой знаки Государственной Геодезической Сети (ГГС). В основании вешки забурен на глубину репер, который нанесен на специальную карту и его координаты, высота над уровнем моря, широта и долгота определены с высокой точностью астро-геодезическими методами. Именно геодезисты Главного Управления Геодезии и Картографии при Совете Министров СССР первыми приходили в необжитую местность и размечали ее, давая возможность строителям и геологам точно определять свое местоположение, наносить на карты месторождения, строить дороги и другие объекты. Реперы охраняются государством и всякого, кто посмеет сломать или испортить репер ГГС, ждет суровое наказание.
Проехали метеостанцию "Восточная". На ней можно разжиться соляркой. Перевели часы на час вперед, "Восточная" стоит на границе часовых поясов.
Проехали еще километров 30 и свернули в бывший поселок французских киношников, которые два года снимали здесь фильм "Волк", а теперь их поселок забрал "Амурмост" с целью сделать в нем базу. Фильм, по слухам, должен появиться в европейском прокате в сентябре 2009 года.
У нас было поручение разыскать в нем одного мужика, оставленного сторожем, и передать ему из Москвы презент - бутылку настойки. Каково же было выражение лица этого товарища, когда он вышел на лай собак, и произошел разговор: "Вы гражданин такой-то?", "Да, это я….. А что случилось???", "Тогда вам подарок - пузырь настойки из Москвы!". Похоже, он подумал, что за ним пришли чтоб забрать, а кто еще может специально заехать в эту глушь, а тут наоборот - бутылку дарят. Доехали до Кюбюме.
Заправка работает, есть 92ой по 32 рубля. Заправились. Снова встретили Вальтера. Подобрали мужика, который сказал, что он рыбак и едет к сестре в Усть-Неру, решили подвезти. Мужик в разговоре произвел странное впечатление. Похоже, не к какой сестре он не ехал, а являлся бродягой, но чистеньким и не совсем потерявшим интеллигентность. На вопрос как обстоят дела с горбушей, пошла она на нерест или нет, он ответил, что наверно пошла, но не горбуша, а семга, и не в Магадане, а в Мурманске. На все прочие вопросы он отвечал так же невпопад. Пробили колесо, единственный раз за всю поездку. Мужичок предложил помочь поменять, и мы дали ему балонник. Ключ, похоже, он тоже держал в руках первый раз. В общем, когда мы подъезжали к Усть-Нере, он попросил высадить его у моста через Индигирку, а не в поселке. Мост через Большой Селерикан готов и сдан, через Эльгу должна быть рабочая комиссия 22 июля 2009 года, по мосту пропускают, но только когда не ведут работы, могут до вечера не пускать. Проехали без проблем. Усть-Нера наполовину развалена, но жизнь в ней еще теплится.
В Усть-Нере есть бензоколонка с самой высокой в регионе ценой 92ого бензина в 33 рубля за литр, шиномонтаж и два магазина с запчастями для УАЗов. Зимой с Усть-Неры строят зимник, называемый "Колымским зимником", который через Зырянку и Черский выходит на Чукотку, в Билибино, по проезжаемости на легковушке сведений нет, но УРАЛы ходят. Остановились в гостинице. Единственный бар со странным для этих мест названием "Петушок" не работал. Притащили в номер чайник, плитку и сделали тушенки с картошкой. Местная милиция, остановившая нас просто поболтать, даже не проверила документы. Погуляли по поселку и Аша решил настроить интернет через GPRS. Промучившись три часа, он его запустил, но ping составлял 3,5 секунды с потерей 50% коротких пакетов, длинные же вообще не проходили. Кабеля в Усть-Неру нет, Сахателеком бросил все кабельные линии на правом берегу Лены и наставил по селам и поселкам VSAT терминалов. Как тут развиваются нанотехнологии по указанию Кремля, не ясно, какие же технологии и нацпроекты типа "Образования" с таким интернетом? А вот магаданская часть кабельной линии до Мяунджи поддерживается в исправности. Выспались и поехали дальше. На выезде из поселка стоял и голосовал вчерашний мужичок - "рыбак", видимо у сестры в Усть-Нере он уже погостил и теперь отправлялся к свояку троюродного племянника в Магадан. Брать не стали, мы уже провезли его 200 километров, а теперь путь другие везут, наша совесть чиста. Дорога хорошая, но часть мостов, некоторые еще Сталинских времен, либо в ремонте, либо аварийные.
Приходится переезжать в брод, дорожники устраивают объезды. В сухое время, как на фотографии, воды по бампер УАЗика, в некоторых местах по фары, но когда идут дожди или тает снег в горах, проехать можно только на УРАЛе или вообще нельзя проехать, приходиться днями ждать, пока спадет вода.
Дорожники молодцы, "Колыма" содержится в образцовом для грейдера состоянии. Мы все время сравнивали ее с "Леной" М-56 и удивлялись, вроде и климатические условия одинаковые и регион один и тот же, но почему по М-56 можно ехать только 30-40 км/ч да и то с опаской, а по "Колыме" свободно едется 80-90 км/ч? На "Колыме" ямы и ухабы редкость, а М-56 вся состоит из ям и ухабов. Речек и ручьев на "Колыме" больше, а качество дороги выше? Въехали в поселок Артык, за ним кончается Республика Саха (Якутия) и начинается Магаданская область. Ничего интересного, умирающий поселок, до сих пор живет при коммунизме.
В Артыке сохранилась предшественница современной "Орбиты" - спутниковая станция системы "Экран", первой системы, позволявшей на Севере и Дальнем Востоке принимать Первую Всесоюзную программу телевидения. Позже добавили второй канал. Сейчас это оборудование не используется, ему уже почти 40 лет, но антенно-федерные устройства станции целы, сказывается отсутствие охотников за цветным металлом. Местные сказали, что сдать его некуда, а вывозить цветмет отсюда частным порядком в Магадан не выгодно.
На выезде из Артыка пост с закрытым шлагбаумом, останавливаемся, и я иду на него с документами. Все стены поста увешаны описаниями различных преступников, ограбивших, убивших кого-нибудь или совершивших побег из мест заключения. Доска не вмещает всех, поэтому свежие преступники висят на доске, а полугодовой и более давности сшиты в толстый талмуд и висят на веревочке. На посту сидят три якута без формы, но с пистолетами. Просят не только документы на машину, но и паспорта, и водителя и пассажира. Проверили, попросили открыть кузов и осмотрели вещи, что везем. Ничего подозрительного не обнаружили, денег не вымогали. Водителя бензовоза шедшего с Магадана тоже досконально проверили, вплоть до сертификатов на топливо и метрологии цистерны. Тоже ничего не нашли. Записали нас в журнал, открыли шлагбаум, и мы проехали, бензовоз в Якутию, а мы из Якутии. Вспомнили про подозрительного "рыбака" которого подвозили, могли бы с ним вляпаться. Заехали в Кадыкчан, распиаренный как колымская Припять.
Не так давно, уже в новейшей истории России, город шахтеров, обслуживающий угольный разрез и шахты, был разморожен и брошен. Сначала в 1996 году на шахте произошел взрыв, и шахту закрыли, позже встала ТЭЦ, и люди в мороз -50С остались без тепла. Несколько тысяч человек с семьями вынуждены были эвакуироваться, бросив свои квартиры и имущество. Где они нашли приют зимой в таком количестве, даже не представляю. В некоторых квартирах остались печки-буржуйки, видимо те, кому некуда было идти, остались в замерзающем городе без воды, света и канализации. На улицах полно брошенных машин раздербаненных мародерами, причем львиную долю составляют "Запорожцы", учитывая то, что печка у него на бензине и охлаждение воздушное, странный выбор модели автомобиля для этих мест, видимо "Запоры" распределяли труженикам Колымы по остаточному принципу. Зашли в бывшее помещение Дома связи, филиала Сусуманского узла.
Оборудование АТС вывезено в организованном порядке, остальное просто брошено. Валяются телеграфные аппараты, таксофоны, запчасти к телефонным аппаратам, документация и даже самогонный аппарат в комнате кабельщиков. Ознакомились с валяющимся на полу заявлением от начальника местного УВД, который просил для устанавливаемого на отворотке в город поста ГИБДД выделить телефонный номер с наложенной резолюцией "Удовлетворить". Город потихоньку растаскивают. Здесь работает организованная мародерская бригада, имеющая даже мощный бульдозер, чтоб выковыривать чермет из земли. Вдоль трассы встречаются телефоны экстренной связи, работавшие в советское время. Каждому водителю-профессионалу выдавали ключ от них, чтоб можно было сообщить о преступлении или в случае поломки, например, зимой, в холода, когда замерзнуть пара пустяков, вызвать помощь. Счас это все раздербанено и не действует.
Доехали до Сусумана. Именно здесь "чифирил за чайником с гражданином начальником" прибывший по этапу герой песни Александра Яковлевича Розенбаума, причем начальник этот "зону правильно держал, из пайки зековской не крал". Наверное, потому что приемники этого честного "гражданина начальника" и сейчас у власти в Сусумане, Сусуман развален всего на 10%, а не как большинство колымских поселков на 90%, хороший городок, даже видели одну новостройку.
В Сусумане действует автовокзал и при нем гостиница, которую я могу назвать одной из лучших и дешевых гостиниц Колымской трассы. Рекомендую. В кафешку не пошли, удовольствовались тушенкой с картошкой сваренной в номере. Переночевали и выдвинулись дальше к Магадану. Проехали Ягодное. Ягодное, как и Сусуман выглядит хорошо, у милиции стоит десяток УАЗиков, все покрашено, видели несколько магазинов. Доехали до Дебина, проехали пост ГИБДД, который не заинтересовался нами, и решили сгонять на Колымскую ГЭС и в Синегорье, куда от основной трассы отходит тридцатикилометровая дорога. Река Колыма в своем верхнем течении выглядит как речка-переплюйка, которых здесь сотни.
Мощность ГЭС составляет 900 мВт, она дает 90% электроэнергии Магаданской области. На фотографии водосброс, здание самой ГЭС слева от него, чтоб его сфоткать нужно лезть на сопку, мы не полезли. Счас во всю едет строительство еще одной ГЭС - Усть-Средниканской.
Посмотрели, пофоткались и поехали в Синегорье. Синегорье лежит на 90% в развалинах, окна выбиты, дома покинуты. Единственное здание, которое содержится в порядке, это Колымаэнерго, управляющая Колымской и Усть-Среднеканской ГЭС. Центральный магазин ужасен, цены - космос. Бутылка "полторашка" минеральной воды стоит 45 рублей, откуда тут у людей такие деньги? Дороговизна на фоне разрухи ввергает в ступор. Заехали на центральную площадь Синегорья. Парадный вид площади выглядит так:
А оборотная сторона медали совсем другая, та же самая площадь, но снятая в другую сторону:
Дома на фотографии заброшены, окна выбиты. Как можно загубить Синегорье при наличии под боком практически халявной электроэнергии - загадка. Ведь Колымская ГЭС работает и на ней даже висит лозунг, что она "энергетическое сердце Колымы". Поехали в аэропорт Синегорья, который раньше принимал рейсы с Магадана и даже с материка. Развален.
ВПП в хорошем состоянии, бетонная, длиной 2500 метров. Аэропорт действовал с 1978 по 2000 год. Покатались на УАЗике по взлетно-посадочной полосе. Достигли скорости в 98 км/ч, видимо бензин не очень, вообще-то в средней полосе России я без проблем разгонялся на нем до 110 км/ч.
Поехали обратно в Дебин. По дороге попали в полосу лесного пожара, который подошел к дороге, и с ним мужественно боролось десятка два бичеобразных граждан и человек пять в непонятных мундирах. Боролись бичеобразные преимущественно тем, что приминали подлесок попами и сжигали кислород, непрерывно куря папиросы, а пять обмундированных товарищей ходили и пшикали в пламя водой из заплечных бурдюков, но огонь от этого не уменьшался. На что тратятся жуткие миллионы, выделяемые на охрану лесов, понять не удалось. Доехали до Дебина, проскочили брошенное Спорное, заправки в котором нет, хотя по карте значится, и двинулись на Оротукан, в котором хотели заночевать. Оротукан развален на 80%.
Гостиницы нет, и вообще непонятно чем там живут люди, кругом руины. На въезде надпись на плакате: "Транзиту въезд в Оротукан запрещен". Ну и правильно, незачем туда заезжать, время тратить. Кроме магазина, в котором продается водка и крупа с макаронами, ничего в нем нет. Купили в этом магазине по булке с маком. На выезде из Оротукана бензоколонка, 92ой есть, цена 28 рублей, заправились и поехали дальше. Мякит брошен, колонки нет. Атка брошена на 95%, есть колонка с 92ым и кафешка, перекусили. От Атки до Магадана начинается асфальт. Проехали поселок Сокол, в котором находится аэропорт и есть две гостиницы. У развилки на Олу нас остановило ГИБДД на предмет поиска в машине икры и рыбы, которые обнаружены не были, и "Встает на пути Магадан, столица колымского края", в 2009ом отмечающий свое 70-летие.
Заглянули на смотровую площадку у монумента "Маска скорби". По слухам внутри "Маски" скульптор Эрнст Неизвестный расположил две комнаты, в одной из которых воспроизведен интерьер тюремной камеры, чтоб каждый посетитель мог зайти и почувствовать себя в роли з/к. Но видимо народ начал там хулиганить, пить и блудить и комнаты эти закрыли стальными дверями с пудовыми замками. Почувствовать себя заключенными у нас не получилось, ограничились внешним осмотром.
Сфотографировали панораму Магадана. В правой части видно Нагаевскую бухту, от ворот порта которой и отсчитываются километры Колымской трассы. Трасса проходит через город, сначала превращаясь в проспект Ленина, а потом в улицу Портовую и приходит к торговому порту. На другой стороне Нагаевской бухты есть еще рыбный порт.
Из Магадана Аша отбыл самолетом в Москву, мне же предстояло плыть с машиной во Владивосток, чтоб отправить батон домой по железке и улететь самому. Обнаружилась проблема, заключающаяся в том, что капитанам сухогрузов запрещено брать пассажиров, мне же необходимо было сопровождать груз. Вскоре выяснилось, что дня через два в порт должен зайти контейнеровоз с громким именем "Аврора", капитан которого пассажиров вроде берет. Дождался "Авроры".
Весь следующий день, посетив офис судовых агентов, я носился по порту, оформлял бумаги, включая таможенные, т.к. в Магадане действует режим особой экономической зоны. К трем часам дня все было готово, я заехал в порт на батоне и встал на погрузку. Старпом "Авроры" и докеры решили спредером закинуть батон на палубу свободную от контейнеров, что и было проделано.
Вписался на судно, поселили меня в лазарете, судно не круизное и кают для пассажиров не предусмотрено. К вечеру отплыли. В кают-компании висела занятная книжица "Руководство по оставлению судна" с которой я немедленно ознакомился. Очень познавательно, особенно раздел о том, что делать с умершими в спасательных шлюпках, и как правильно предавать их тела морю. На судне везде висит надпись, что запрещено не просто пить, но и даже проносить спиртные напитки на борт и всякий, у кого обнаружат спиртное, будет немедленно списан. Команда небольшая: капитан, старший помощник, два вахтенных помощника капитана, старший механик, два просто механика, моторист, электромеханик, боцман, три матроса (студенты мореходки - практиканты) и кок. Судно немецкое 1978 года постройки, почти полностью автоматизировано. Через четверо суток плавания встали на рейд Преображенки в 200 километрах от Владивостока, т.к. во Владике были заняты причалы. Отстоялись часов 12 и еще через полсуток пришли на рейд Владика. На рейде Владивостока стояли еще три дня. От безделья, найдя книжный шкаф на третьей палубе, который именовался "библиотекой теплохода", я освежил в памяти множество романов с морским уклоном типа "Одиссея капитана Блада", "Крейсера" и остальные. Наконец подошли. Из Москвы во Владик машину дешевле чем за 135 тысяч не отправишь, а из Владивостока в Москву отправка автомобилей налажена неплохо, я без труда нашел вариант отправки в ракетовозе (ЦМГВ) за 32000 рублей, оставил аванс и в этот же день еще за 16 тысяч купил билет на самолет, рейс был только через 4 дня. Рейсы, которые вылетали раньше, были дороже и стоили до 52000 рублей. Четыре дня я болтался по Владивостоку и окрестностям. Посетил памятники революции 17-ого года, рынки запчастей и еще множество мест торговли и отдыха. Не обошел вниманием и знаменитый "Зеленый угол", проведя там полдня.
"Зеленка" огромна, слухи о ее смерти после введения Путинских пошлин сильно преувеличены. Тысячи машин из Японии, как с пробегом по РФ так и беспробежных, на любой кошелек, представлены на стоянках рынка. Владивосток запасся прулями минимум на 20 лет вперед. Пересадить Приморье на "КАЛины" будет ОЧЕНЬ непросто, если Владимир Владимирович, вмести с Дмитрием Анатольевичем будут продолжать гнуть эту линию. В Приморье выросло целое поколение людей которое училось ездить на пруле, сдавало на права на пруле и потом купило себе пруль, видя левый руль вообще и "КАЛины" в частности только по телевизору. Когда я ходил по рынкам запчастей и пытался ради смеха купить рассеиватель поворотника на УАЗик, народ тихо офигевал. На рынке на Военном шоссе я все же нашел одну палатку, где торговали запчастями на УАЗ и одну с запчастями на "Лады", но ассортимент этих "гадких утят" был скуден. Даже если на Дальний Восток приедут эшелоны с "Калинами", поддерживать их на ходу будет невозможно, тут нет ни литературы по ним, ни деталей, ни сервиса для таких машин, а вот японцев чинят на любом углу. Ассортимент запчастей на японцев на рынках и в магазинчиках очень велик, цены московские, близость Японии никак не сказалась на них в меньшую сторону, а выбор инструмента и оснастки даже меньше, чем в Москве. Прогуливаясь, зашел на Корабельную набережную, где находится штаб Тихоокеанского флота и "Аллея дружбы" флотов Мира.
Все деревья посажены примерно в одно время, 93-96 годы. Самое дохлое дерево, в центре, это дерево дружбы России и США. Почему оно не растет непонятно, то ли плохо поливают, то ли больное, но факт налицо. Решил купить книжку, чтоб не скучать в самолете. Обошел три книжных магазина и был очень удивлен, что в каждом из них имеется отдельная полка для книг о персонаже, имя которого в Приморье не очень популярно. Видимо такие полки призваны исправить ситуацию и вызвать любовь народа, который пока этой любви совершенно не питает, особенно из-за последних происшествий с пошлинами на ввоз иномарок и митингами, которые эти пошлины спровоцировали.
Купил книжку. Поехал сфотографировался у исторического места, с фотографии которого начинаются почти все рассказы о перегоне, а мой этой фотографией будет заканчиваться.
Назавтра сдал УАЗик и отбыл в аэропорт, который находится в Артеме. Через 9 часов полета я был в Москве. УАЗик приехал по ж/д через месяц. Ура! Мы - дома!
Инструкция "Как поехать на Колыму" для тех, кто захочет совершить похожую поездку:
1. Ехать или не ехать:
Конечно, ехать. Это именно путешествие, а не рубилово или что-то подобное, где вас ждет грязь и неустроенность. Поездка позволяет поиметь представление о стране, в которой вы живете, и расширяет кругозор. Она не экстремальна, не сулит лишений и страданий, и при должном подходе к организации проводится с приятностью и относительной легкостью. Выкроить из среднестатистических 70 лет жизни 1,5 месяца на ознакомление со страной вполне можно и нужно.
2. Когда ехать:
Ехать зимой глупо, хотя и быстро, все ямы и речки будут под снегом, но будет холодно, выходить из машины лишний раз вы не будете, а выходить нужно. Это ведь не гонка, а путешествие. А какое же путешествие без осмотра встретившихся достопримечательностей? Да и никаких достопримечательностей зимой не увидишь, будет лежать снег, стоять морозы за -40С и световой день будет мал. Весной и осенью ехать можно, но время поездки непредсказуемо. Никто не знает где и насколько размоет дорогу, и где и сколько вы будете эти размытые куски преодолевать. Поэтому доехать вы доедете, а вот сколько будете ехать, никому не известно, а работу ведь никто не отменял, отпуск не резиновый. Посему ехать нужно летом, желательно в июле, плюс/минус месяц.
3. Сколько это займет времени и почем обойдется:
Летом ненапряжная дорога из Москвы до Магадана длиной около 10500 километров займет около трех недель, это если не гнать, не изнурять себя и каждые три-четыре дня устраивать дневку. Следовательно, все путешествие туда и обратно своим ходом займет полтора месяца или шесть недель. Теперь о стоимости. У меня на УАЗе выходило примерно на тысячу рублей бензина в сутки и тысячу рублей на еду за двоих, совершенно не ужимаясь. Ел я только вкусно (если конечно был выбор между вкусным и невкусным), покупал всякие безделушки и вообще не сильно экономил. Поэтому без гостиниц, если спать в машине/палатке, вы гарантировано уложитесь в 120 тысяч. Если есть строго тушенку, готовить на примусе и ехать на машине менее прожорливой чем УАЗ, то будет меньше, думаю можно свободно уложиться тысяч в восемьдесят, а вот опускать бюджет ниже 80 тысяч я бы не рискнул. Если вы периодически будете ночевать в гостиницах, т.к. прожить полтора месяца в машине тяжело, да и мыться в речках хотя и можно, но душ приятнее, то в среднем двухместный номер стоит в РФии 2500 рублей / сутки. Умножайте на количество предполагаемых ночевок и суммируйте с едой/бензином. Кое-где в гостиницах предусмотрена 12-часовая оплата, что позволяет не тратить лишнего.
4. На чем ехать. Вообще можно ехать на чем угодно, включая обычные "Жигули". Другое дело, что на пузотерке после Читы путешественник будет испытывать психологический дискомфорт, связанный с постоянными размышлениями на тему оторвал он уже глушитель или он еще держится, настала хана стойкам или они еще поживут и прочее в том же духе. Мостовые мастодонты типа УАЗа или Сафаря, как я прочувствовал на своем опыте, тоже не лучший выбор. Вам предстоит иметь дело с грейдерами, представляющими собой тысячекилометровые стиральные доски, гОвен в прямом понимании этого слова джиперами там нет, поэтому желательна полноприводная машинка с независимой передней подвеской и мостом сзади или вообще с полностью независимой подвеской. Я бы рекомендовал что-то типа Паджеро-3, Паджеро-Спорта, Прадика или любой аналог по вкусу, включая Шевроле-Ниву и Аутлендер. Чем крепче машинка - тем лучше, но если рулить с умом, то крепость не очень важна.
5. Техническая сторона дела, запчасти и инструменты:
Если вы крутой автослесарь, то сами знаете, что может вам пригодиться в дороге. Можно возить собой даже ремкомплект для переборки двигателя, но полезен он вам будет только в том случае, если вы сами умеете капиталить мотор на обочине. Если ваши познания в авторемонте ограничиваются заменой колеса, то все что вам будет нужно это балонный ключ, полноразмерная запаска, домкрат, набор головок 3/8 как самый универсальный от "на 7" до "на 19" с битами заменяющими отвертки, всякими звездочками, торксами и рукояткой для бит, набор комбинированных рожково-накидных ключей от "на 7" до "на 22", молоток 400 грамм, маленький топорик, 5 метров провода сечением 1,5 кв.мм, моток изоленты и моток скотча. Этот набор инструмента поможет вам устранить все мелкие неисправности, типа открутившегося на тряске бампера или аммортизатора или заменить лампочку в фаре. Полезно иметь набор для ремонта шин со жгутами из сырой резины, клеем-активатором, "заточкой" для разбалтывания дыры и иглой, это позволит не обращаться в шиномонтаж. Разумеется, нужен насос или компрессор для накачки шин. Многие водители рекомендуют брать в те края минимум две, а то и три запаски. Могу сказать, что при нормальной вдумчивой езде это не нужно. Я всегда двигался со скоростью, выбираемой по обстоятельствам, никогда не пытался гнать 90 км/ч по свежеотсыпанному острому взорванному скальнику, и за всю поездку только один раз пробил колесо. Всех же гонщиков, обгоняющих меня, идущего по скальнику 50 км/ч, я регулярно видел на обочинах, меняющих колеса. Полезно накачать шины на 10% выше нормы. Нужно регулярно проверять колеса, останавливаясь и выходя из машины, чтоб вовремя заметить прокол и не допустить разбортирования или изжевывания покрышки. И самое главное - капроновый буксировочный трос (лента). Вот тросов лучше взять два. Причем нужно брать не сопливые двухтонные тросы, а трос минимум на 10 тонн, на котором нарисован МАЗ. Дело в том, что капроновые ленты по ГОСТу используемые для такелажных работ должны иметь семикратный запас прочности, чтоб гарантировано не рваться при динамических нагрузках, а ушлые продавцы пишут на тросах максимальное усилие на разрыв в статике. Поэтому для двухтонной машины нужна минимум 10-тонная лента, а лучше 12-тонная.
6. Еда и одежда:
Где бы вы не ехали, один раз в сутки вам по любому будет попадаться кафешка. Поэтому если вы ночуете у кафешки, что лучше и делать, то ужин и завтрак вам будут обеспечены всегда. Посему, можно вообще ничего с собой не брать, кроме резервной палки копченой колбасы, булки хлеба и 1,5-литровой бутылки воды. Если вы собираетесь готовить сами на примусе, то берете продукты исходя из своих предпочтений и аппетита. Картошку, гречку или макароны проще покупать по дороге, а не тащить их из Москвы. А вот тушенку надо купить заранее, много места она не занимает, потому что качественной тушенки в азиатской части России вы не найдете, продают одну дрянь в которой и мяса-то нет, только соя и свиная шкура. Обязательно нужно взять теплую куртку типа "телага" и теплые штаны. При обычном режиме движения они вам не понадобятся, но если где-нибудь в Якутии машина у вас сломается, то по причине малочисленности трафика и нежелания большинства якутов помогать русским, вы рискуете застрять на ночь на трассе в 100 километрах до ближайшего жилья, а температура ночью даже в июле легко может упасть до 5С. Если найдете из чего, то разводите костер, про необходимость топора в инструментах я написал выше, а пара зажигалок всегда должна иметься у путешественника, даже если он не курит.
7. Картография:
Вполне достаточно иметь хороший атлас автодорог, трассы по которым вам предстоит ехать, имеют статус федеральных, включая "Колыму", и во всех атласах с картографической основой после 2007 года они нарисованы достаточно верно. Покупая атлас, сразу посмотрите, нарисована ли в нем "Колыма" через Усть-Неру, это и будет его проверкой на свежесть. Проверьте, даны ли в атласе расстояния между соседними населенными пунктами. Проехав какой-либо приметный населенный пункт, отмеченный в атласе с отсчетом от него расстояний до других пунктов, сбрасывайте одометр на ноль, чтоб можно было представлять себе, где вы находитесь на дороге. В случае поломки машины это поможет вам оценить обстановку и понять, как удобнее выйти к людям пешком.
8. Безопасность:
Нужно помнить, что места там глухие, трафик 1 машина в час, расстояния между населенными пунктами от 100 километров, никакой связи часто нет, и милиции тоже нет. Поэтому если вас захотят убить, то убьют, а трупы и машину выкинут в ближайшую речку или зароют бульдозером в отвалы и никто вас не найдет. Не найдут и убийцу. Поэтому основное правило - это осмотрительность. Или говоря простым языком - не нужно нарываться. Не светить деньги в сумме более 2-3 тысяч, не пить, самим с пьяными дела не иметь. Местных не задирать. Оружие, даже если вы его собой возьмете, вам поможет мало. Всякие баллончики и резинострелы скорее всего если вы их примените первым, а вторым их применить не получится, в сомнительных ситуациях могут спровоцировать выстрел в вас из настоящего оружия. Огнестрельное оружие тоже поможет вам мало, ибо у нападающих оно уже будет в руках, а ваше нужно будет вытащить из машины, зарядить и дослать патрон в патронник. Не будете же вы ехать в машине, держа заряженное ружье или винтовку в руках, как это делают в странах типа Афганистана. Есть и еще причина не стрелять в местных, и причина эта - ваша машина. Дорога там одна, никуда вы с нее не денетесь и пешком через тайгу не уйдете. Пропавшего местного начнут искать быстро, выставят посты и начнут проверять машины. Найдут ствол, а там и до тюрьмы рукой подать, а вот местный может вас шлепнуть и пойти пешком в свое село. Короче говоря, у местных тут преимущество, как не крути. Поэтому советую оружия вообще не брать, его могут банально украсть, и тогда вы замучаетесь отписываться в разрешиловке, объясняя, что утрата оружия произошла не в результате небрежного хранения и вашего собственного разгильдяйства. Лучшее оружие - правильное поведение. Народ там аховый, но не злобный. Не хамите в магазинах, попрошайкам и вымогателям говорите, что все деньги у вас на карточке, и вообще деньги лучше иметь на пластике, снимая их по необходимости частями в Чите, Магадане и опять в Чите на обратной дороге. Так же не нужно верить в некое дальневосточное братство, что тут все друг другу друзья и все друг другу помогают. Тут самое обычное население и соотношение негодяев к хорошим людям такое же, как и в любом другом месте страны. В общем, осмотрительность, аккуратность в разговорах, осторожность и ничего плохого с вами не случиться. Добро пожаловать на Колыму.
Вернуться на главную страницу
|