В марокканском стиле

В мае 2012 года мы прибыли в Марокко, в Касабланку. Стандартное жилье марокканского среднего класса и белых мистеров - это виллы с решетками на окнах из вмурованных в кладку арматурных прутьев и обнесенные трехметровым забором, в России подобный дизайн имеют всякие насосные станции и прочие технические здания. Стоимость аренды подобного жилья в обжитом городском районе около 12000 дирхам/месяц + коммунальные расходы. Электроэнергия в Марокко стоит 1,25 дирхам за 1 кВт/ч, вода 7,10 дирхам за 1 кубометр, обмен 26-литрового газового баллона для кухонной плиты стоит 40 дирхам. Курс валют: 1 марокканский дирхам = 3,80 российских рубля.

Обычно вилла площадью 150-200 кв. метров, расчитанная на одну семью, имеет гостиную, 3-4 спальни, кабинет, кухню и 2-3 санузла. Публика победнее селится в многосемейные варианты, типа таунхасов, когда домик содержит несколько обособленных квартир небольшой площади с отдельными входами с общего двора. Интерьеры типичные для стран Магриба: изобилие ковров, диванов и низеньких столиков.

Лепешки из пресного теста, самый популярный вид хлеба, продаются уличными торговцами по 1 дирхаму. Круассаны в кондитерских стоят 5 дирхам, печенье 50 дирхам за килограмм, пирожные от 8 дирхам за штуку.

Мясо стоит 60 дирхам, курица 30 дирхам. Для экономии на холодильниках куры до момента продажи хранятся живыми. Покупатель подходит, указывает пальцем на понравившуюся ему птицу в клетке и через 10 минут она выдается ему уже ощипанная, выпотрошенная и упакованная. Марокко - страна свежайшей курятины, в которой можно отдохнуть от пропитанных хлоркой "ножек Буша".

Картошку, капусту, лук, морковь уличные торговцы продают по одной цене - 3 дирхама за килограмм. Покупатель сам набирает их в корзину, передает корзину продавцу, продавец их все сразу кучей взвешивает и называет стоимость. Породистые овощи дороже: помидоры 5 дирхам, перец 10 дирхам. Фрукты: мандарины - 4 дирхама, бананы - 15 дирхам, манго - 35 дирхам. Торговля на улицах длится до поздней ночи, при свете газовых ламп.

Рыбная торговля не очень развита, на улицах если рыбой и торгуют, то только какими-то пахнущими тиной костлявыми маломерками, типа речной плотвы или карасей, за благородной рыбой приходится ходить в магазины. Цены на рыбу в супермаркете Марджан (Marjane): mulet, аналог кефали - 19,95 дирхам, скумбрия-переросток bonite - 29,95 дирхам, привозной лосось - 79,95 дирхам за килограмм.

Спиртным в Марокко на каждом углу не торгуют, так как мусульмане не пьют, но в больших магазинах и супермаркетах имеются винные отделы. Никаких серьезных ограничений в торговле алкоголем или его сверхдороговизны в Марокко не отмечается, видимо, сказывается влияние французов. Цены на вино уровня "Арбатского" начинаются от 30 дирхам, среднее по качеству вино стоит 60 - 80 дирхам, самая дешевая русская водка - 67 дирхам за 0,7 литра, всякие брендовые коньяки и виски стоят 200 - 400 дирхам.

Знаменитый "Житан", в поисках которого в России сходят с ума все курящие экстравагантные личности, в Марокко свободно лежит в каждом табачном ларьке. Слово "GITANES" переводится как "Цыганка", пачка оформлена по мотивам картины Макса Понти, сигареты долгое время были популярны в среде западной творческой интеллигенции. GITANES в квадратной пачке стоит 32 дирхама, в прямоугольных пачках - 30 дирхам, связано это с тем, что квадратный "Житан" ввозится из Европы, а прямоугольный делается в самом Марокко.

Бензин стоит 12 дирхам, дизельное топливо 8 дирхам, на фоне этих цен стоимость сжиженного газа в 1,5 дирхама за литр вызывает удивление, но на газе никто ездит, газ используют только для бытовых целей. Существует два вида такси: на гнилых белых Мерседесах - GRAND TAXI, и на гнилых красных Пежо-205 или Фиат Уно - PETIT TAXI. Гранд такси это некоторое подобие маршрутки, а Петит такси это обычное такси со счетчиком. Машины ушатаны в хлам, вместо спидометра и остальных приборов часто можно увидеть картонку, закрывающую дырку в торпеде, поворотники ни у кого не работают, водители подают сигналы о поворотах рукой, высовывая ее в окно. В машинах местных таксистов часто не работает ничего, кроме магнитолы, руля и замка зажигания, русское шахид-такси по сравнению с ними - это просто лимузин-сервис. В разных городах окраска автомобилей может отличаться. При всех своих недостатках марокканское такси дешевое, средняя поездка на PETIT TAXI обходится от 10 до 30 дирхам. За 50 дирхам можно проехать через всю Касабланку, от Ain Diab до Ain Sebaa.

Широко используется гужевой транспорт. Ослиное движение в Марокко осуществляется наравне с автомобильным, на ослах ездят по любым улицам, бульварам или проспектам, и возят на них все что угодно: овощи, мебель, мусор, пассажиров. Изредка можно увидеть мула или лошадь.

Центр Касабланки - это порт и построенная рядом с ним Великая мечеть Хассана II. Высота минарета - 210 метров. Строительство велось во время правления короля Хассана Второго с 1987 по 1993 год и обошлось в 800 млн. долларов. Вся сумма была собрана в качестве пожертвований, которые в добровольно - принудительном порядке делались подданными короля по всей стране в специальный фонд.

Мечеть Хассана II одна из немногих мечетей в мире, куда пускают неверных. Под мечетью находится несколько больших залов, где размещаются отделения, в которых верующие совершают благочестивое омовение. Имеется возможность посетить туалет.

Ванный зал, где установлены специальные чаши - фонтанчики, в которых можно привести себя в порядок и подготовиться к молитве. Для женщин и мужчин предусмотрены раздельные помещения с отдельными входами и выходами.

Мечеть вмещает 25 000 верующих и еще 80 000 могут молиться на прилегающей к мечети площади. Везде, кроме молельного зала, при желании можно просочиться без билета, войдя в противотоке в выход при прохождении какой-нибудь большой группы экскурсантов, а вот в зал так не пройдешь - придется заплатить, и немало, по местным меркам. Цены на посещение мечети Хассана II такие: иностранцы - 120 дирхам, марокканцы - 60 дирхам, дети и студенты - 30 дирхам. С иностранцев везде дерут втридорога, тут удивляться нечему, но чтоб и со своих сограждан - мусульман, тоже брать деньги за вход, да еще и в мечеть, которая построена на их же пожертвования?

От мечети Хасана Второго начинается Старый город - медина. Медина Касабланки совсем не такая, какой медины древних городов привыкли видеть туристы. В Касабланке медина - это обычный очень старый жилой район, когда-то выросший вокруг порта, в настоящее время частично состоящий из развалин, и заселенный беднотой.

Место совершенно не туристическое, кругом антисанитария, вонища, какие-то шалаши, бомжи, крысы и тараканы. Постоянно подходят приставалы, особенно часто дети, выпрашивающие деньги.

Самые состоятельные жители медины живут в еще крепких не начавших рассыпаться домах, а в квартирах тех, кому особенно повезло, есть даже электричество и водопровод. Автомобильного движения в медине нет, улицы очень узкие.

Несколько улиц пошире используются как рынки. Фотографировать на улицах Старого города нужно с большой осмотрительностью, обитающая тут публика фотографироваться не любит, считая это делом греховным. Мужчины, при попытке их сфотографировать, громко ругаются на арабском, а за попытку сфотографировать женщину можно схлопотать по физиономии.

Над всем этим убожеством нависает громадный минарет Великой мечети, которая несмотря на всю свою показную роскошь и богатство почти всегда стоит пустая, популярностью у верующих она не пользуется.

За мединой начинается новый город, построенный французами вокруг Старого города за время французского протектората над Марокко. Началом французской застройки и всей современной Касабланки считается здание почтамта (Bureau de Poste) на углу бульвара де Париж (Boulevard de Paris) и авеню Хассана II (Avenue Hassan II). Почтамт открылся в 1920 году.

Через перекресток от почтамта находится здание Bank Al Maghrib. Bank Al Maghrib был создан в 1959 году, после обретения независимости, и в 1960 году начал выпуск новой национальной валюты - марокканского дирхама. В начале 20 века для расчетов использовались марокканские риалы, в 1921 году их сменил марокканский франк, который был в обращении до 1974 года. После 1974 года в Марокко ходят только дирхамы, один дирхам равен 100 сантимам.

За зданием почтамта находится площадь Мухаммеда V (Place Mohammed V), когда-то центр так называемого "французского квартала", сейчас это самая главная площадь Касабланки. Султан Мухаммед V, низложенный и сосланный на Мадагаскар в 1953 - 1955 годах, путем долгих и сложных переговоров добился от французов признания независимости Марокко в 1956 году, и после этого в 1957 году принял титул короля.

Суд первой инстанции (Tribunal de premiere instance), построен в 1923 году по архитектурным мотивам персидских айванов (iwan) - огромных дворов, обнесенных стенами и иногда накрытых сводом, с доминирующей входной группой по центру. На Востоке в таком стиле обычно строились дворцы, мечети, медресе и рынки.

Здание Префектуры с башней и часами было построено как штаб-квартира полиции в 1930 году. Есть мнение, что башня выполняла роль пожарной каланчи. В настоящее время по проспекту Хассана II прокладывают одну из линий трамвая и площадь сильно перекопана. Трамвай в Касабланке обещают запустить в конце 2012 года.

За площадью Мухаммеда V находится парк Лиги Арабских Государств с рядами жухлых пальм и разваливающимися неработающими атракционами, а рядом с парком громадный Кафедральный собор Касабланки (Casablanca Cathedral). Собор построен в 1930 году и в 1956 году, после провозглашения независимости от французов - закрыт. В настоящее время считается культурным центром, а по факту это просто заколоченное и брошенное здание, в котором ничего нет.

Недалеко от площади Мухаммеда V есть еще и бульвар Мухаммеда V (boulevard Mohammed V), на пересечении которого с rue Chaouia стоит Центральный рынок (Marche central). Перед рынком в настоящее время, как и во многих других местах, усиленно строят трамвай, все разрыто.

К фотографии народ на рынке относится отрицательно, многие закрывают лица руками и почти все неодобрительно шипят. Когда вокруг меня, сделавшего несколько фоток, началось совсем уж сильное бурление, откуда-то вынырнул охранник, подошел ко мне, и на ломаном английском сказал, что снимать на рынке можно беспрепятственно, и чтоб я не обращал на недовольную толпу внимания.

Продаются овощи - фрукты, рыба и мясо, есть много дешевых точек общепита, средняя цена порции шаурмы - 15 дирхам. Как только наступило время полуденной молитвы и прозвучал азан, некоторые из работников оставили свои места и поспешили в ближайший к Мекке угол рынка, чтобы совершить намаз.

На рынке стоит небольшая кучка художников, продающих картины с видами крепостей и сценками из арабо-берберской жизни. Одна из лавок из этой массы выделяется, в ней торгуют портретами марокканских султанов и королей, правящего и правивших. Текущий король Мухаммед VI предлагается в военной форме, в костюме цивильном и национальном, сидящим и стоящим, на все вкусы и случаи. С меня за небольшой портрет короля потребовали сумасшедшие 500 дирхамов, но "для своих" изображение Правителя наверняка продается по более гуманным ценам.

На части бульвара Мухаммеда V реконструкция завершена, вот так он будет выглядеть весь после окончания трамвайный работ. Общая длина первой трамвайной линии в Касабланке составит 31 километр, она пройдет через весь город, и на ней будет 48 остановок.

Самая широкая и помпезная улица Касабланки - проспект Королевской Армии (Avenue de l'Armee Royale). В настоящее время в армии Марокко служит около 200 000 человек. На этой улице находятся самые дорогие гостиницы и многие таксисты, видя голосующего на ней иностранца, цены ниже 100 дирхам не называют, даже если ехать надо менее километра.

Проспект Королевской Армии выходит на плошадь Объединенных Наций (Place des Nations Unies), к стенам Старого города с часовой башенкой. Первые два проулка магазинчиков с этой стороны медины относительно приличные, но разумеется, дорогие, сказывается близость гостиниц, а за ними начинается территория бедноты и антисанитарии, про которую уже было ранее.

Часто встречаются заброшенные и разбитые полицейские посты, последние годы уличная преступность пошла на спад и нужда в них отпала. Полиция в Марокко не слишком заметна, к прохожим не пристает и документы у них не проверяет, но по делу, например, в случае ДТП, она приезжает за несколько минут.

В связи с тем, что историческая медина Касабланки совершенно непригодна для массового посещения иностранцами, городские власти специально для туристов соорудили фальшивую Новую медину (Nouvelle Medina), чистую, аккуратную, безопасную и без всяких ограничений по фотографированию. Под нью-медину перепрофелировали построенный в 1920ые годы квартал Хабус (Quartiers des Habous), расположенный возле королевского дворца, в месте примыкания Boulevard Victor Hugo / Rue Sidi Okba к Boulevard Mohammed VI.

Главная площадь нью-медины с мечетью La Mosquee Youssoufi, построенной в 1926 году во время правления султана Мулай Юсуфа бен Хассана (Moulay Youssef ben Hassan) и названной его именем.

Вся Новая медина состоит из ларьков и магазинов, жилых помещений в ней нет, с кафе и прочими едальнями тоже отмечается напряженка. Торгуют всем, чем попало, мелкой мебелью, домашней утварью, одеждой, сувенирами, но все предлагаемое исключительно новодел, ничего по настоящему старинного тут найти невозможно, да и вывоз всего мало-мальски исторического из Марокко строго-настрого запрещен.

В одной из лавок продавался интересный подсвечник, совершенно не характерный для арабского государства, которое только недавно перестало придираться к израильским штампам в паспортах. Не то что купить и гордо понести по улице, цену-то спросить как-то неудобно, мало-ли, что подумают.

С 1925 года по 1958 год в Марокко регулярно проводились различные автомобильные соревнования под общим названием "Moroccan Grand Prix". В 1957 году для проведения заездов набирающей популярность "Формулы-1", в Касабланке, в районе Ain Diab, была построена современная гоночная трасса, гостиницы и вся необходимая инфраструктура, чтоб достойно принимать соревнования такого уровня, но гонки F1 на новой трассе прошли всего два раза, в 1957 и 1958 годах. В настоящее время былое великолепие чувствуется только в прибрежной части Ain Diab, которая называется Корниш (Corniche).

На Boulevard de la Corniche поддерживается в образцовом состоянии прекрасный променад, вдоль которого с одной стороны стоят рестораны, ночные клубы и прочие увеселительные заведения, а с другой стороны, у кромки океана, находятся дорогие и гламурные пляжи. Пляжи на набережной Корниш очень редко имеют выход к открытой воде и в основном представлены бассейнами различного фасона с местами для загара возле них из искусственно насыпанного песочка.

От фешенебельной части Корниш, вдоль Boulevard de L'Ocean Atlantique, бывшего когда-то частью гоночного кольца, тянется лучший народный пляж Касабланки. Вход бесплатный, хотя присутствует навязчивый сервис в виде предложений арендовать за 20 дирхам столик и зонтик. Песок умеренно замусорен, из таулетов, которые еще не разрушены и работают, щекочет ноздри запашок. Есть кафе и палатки с водой.

Маяк El Hank (Phare d'El Hank) построен в 1905 году на одноименном мысе, высота башни - 49 метров, высота огня над уровнем моря - 65 метров. При наличии желания и некотором везении на маяк можно подняться и изучить его изнутри - смотритель маяка неравнодушен к левым деньгам и за 100-150 дирхам часто допускает посторонних на вверенный ему объект.

В 1914 году на маяке была произведена установка нового светотехнического оборудования французской фирмы "Barbier, Benard et Turenne", которое большей частью используется и в наше время. После переоборудования сигналы маяка стали различимы с расстояния в 29 морских миль (53 километра). Установленная почти 100 лет назад оптика прекрасно сохранилась - линзы Френеля в отличном состоянии.

Источник света в результате замены на современный сильно усох по энергопотреблению: ранее на маяке использовалась могучая лампа накаливания мощностью около 4 кВт, а счас на маяке светит металлогалогенная лампа типа наших ДРИ-250, всего 0,25 киловатта соответственно.

Вид с маяка в сторону Великой мечети, стоящей в океане на сваях. Делая заявление о начале строительства главной мечети Марокко, король Хасан II сказал: "Я хочу построить эту мечеть на воде, так как трон Аллаха покоится на воде. И тогда верующие, которые придут туда молиться и славить Творца, смогут созерцать Всевышнего и океан". Архитектор Мишель Пинсо принял эти слова как руководство к действию, и в результате Великая мечеть как бы висит над океаном.

Вид с маяка на город. У моря тянутся самые бедные одноэтажные кварталы, потом видно район, застроенный марокканскими аналогами наших хрущевок, а далее идет центральная часть современной Касабланки.

Все железные дороги Марокко в 1963 году были национализированы и находятся под управлением единой структуры - ONCF (Управление государственных железных дорог). Участок Фес - Рабат - Касабланка - Марракеш в настоящее время на всем протяжении двухпутный и электрифицирован, скорые пассажирские поезда ходят по нему каждые 2 часа. Стомость проезда из Касабланки в Марракеш составляет 140 дирхам в первом классе и 90 дирхам во втором, время в пути из Касабланки до Марракеша - 3,5 часа. В 2008 году в Марракеше был открыт новый вокзал.

Мечеть Кутубия (Al Koutoubia), самая большая мечеть Марракеша, высота минарета 70 метров. Согласно одной из легенд, название образовано от арабского слова "кутубеин", что значит "книжник", так как в старину возле этой мечети собирались писцы и торговцы рукописями. Еще одна легенда гласит, что мечеть строилась дважды. Первая мечеть на этом месте была построена в середине XII века при султане Абд аль-Мумине, но по окончании строительства было обнаружено, что вследствие ошибки архитектора михраб мечети не точно ориентирован в сторону Мекки. Султан Абд аль-Мумин распорядился архитектора казнить, а мечеть снести. Новую мечеть, построенную по всем правилам, возвели уже в конце XII века, при султане Якубе аль-Мансуре, внуке Абд аль-Мумина. Так же существует легенда о том, что ширина и устройство лестницы внутри минарета аль-Кутубии позволяет муэдзину подниматься наверх сидя на коне, хотя лично мне кажется, что для этого намного лучше подошел бы компактный ослик.

Основное туристическое и тусовочное место Марракеша - это площадь Джема-эль-Фна (Jemaa-el-Fna). Днем площадь пуста, только по краям работают некоторые магазинчики и кафе.

В скверике рядом с площадью митингуют марокканские несогласные. За прямое недовольство королевской властью есть большой шанс схлопотать неприятностей, поэтому на митингах часто можно увидеть почтительно стоящий на трибуне портрет Мухаммеда VI и услышать слова о полной солидарности народа с любимым монархом, а критике подвергают исключительно правительство, премьер-министра и прочих чиновников.

Движуха на Джема-эль-Фна начинается ближе к вечеру, появляются всякие клоуны, плясуны, дудари, со змеями и без, и прочие липкие приставалы, навязчиво клянчащие у прохожих деньги.

В темноте на площади разворачиваются десятки передвижных кафе. Ужин, состоящий из миски салата, порции сосисок, четвертинки курицы-гриль, тарелки картошки-фри и большой булки, обходится в 50 дирхам. Бутылка простой воды в 0,5 литра стоит 5 дирхам, бутылка 1,5 литра - 15 дирхам, банка Кока-Колы - 10 дирхам, 200-граммовый стакан свежевыжатого апельсинового сока - 4 дирхама.

Медина Марракеша является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. В отличие от медины Касабланки, про которую было написано выше, медина Марракеша гораздо чище и во многом подогнана под иностранцев. Конечно, в Марракеше отовсюду сквозит некоторая театральность, но туристы больше любят смотреть на сказку, а не на разруху или свалку.

Ближайшие к Джема-эль-Фна улицы Старого города примерно на 600-800 метров в глубину представляют из себя сплошной базар. Очень популярны изделия из кожи, они как правило действительно местной выделки, а не привезенные из Китая, как многое из продаваемой здесь национальной одежды и прочих подобных сувениров.

Если пройти торговые улицы и продолжать двигаться вглубь медины, то можно увидеть "промзону", где производится то, что потом лежит на прилавках в базарной части. Лавки с кожей и фурнитурой, которые тут же превращаются в сумки, ремни и тапочки.

Нужно отметить, что в "промзоне" народ часто не знает никакого языка, кроме арабского, и объясниться с продавцами, если возникает желание что-то купить, бывает непросто. На окраинах "промзоны", где уже начинается жилая часть Старого города, идут совсем бедные лавки, в которых торгуют неликвидами и отходами производства.

Мечеть El-Mansour / Moulay Al-Yazid и расположенные рядом с ней гробницы династии Саадитов. Считается, что родоначальником Саадитов является внук имама Хасана, который в свою очередь был внуком самого Пророка Мухаммеда. Изначально, в XVI веке, Саадиты были правителями только Южного Марокко, но к середине XVII они распространили свое влияние до Феса и сделали своей столице Марракеш.

Во второй половине XVII века династию Саадитов сменила династия Алауитов, к которой принадлежит и правящий ныне король Мухаммед VI. Гробницы Саадитов прекрасно сохранились, так как были обнаружены и вскрыты только в 1917 году. Вход - 10 дирхам.

Сады Менара (Jardin de la Menara) расположены на окраине Марракеша, от мечети Кутубия к ним ведет avenue Amir Moulay Rachid, по которой нужно пройти около 3 км. Оливковые сады на этом месте были высажены в XII веке и для их орошения устроен бассейн с системой каналов, который питается водой с Атласских гор через водовод длиной более 30 километров. В XVI веке на берегу бассейна был построен небольшой павильон.

В павильон можно пройти за 10 дирхам. Внутри ничего нет, только плакаты, рассказывающие об истории садов и садоводства. Плакаты на французском языке, но присматривающий за павильоном экскурсовод имеет бумажку-шпаргалку на английском, в которой вся история садов умещается в пять предложений: когда, кем, зачем, площадь садов - 100 га, глубина пруда - 2 метра.

Можно выйти на балкон и обозреть центральную аллею, переходящую в авеню Амира Мулая Рашида с минаретом мечети Кутубия на горизонте. По всему видно, что сады эти были построены как агропредприятие, а не как парк, предназначенный для прогулок или развлечений.

Фес - духовный центр Марокко. В Фесе находится знаменитое медресе Аль-Карауин, старейшее исламское учебное заведение, основанное в 859 году и в 1947 году получившее статус университета, а так же несколько менее известных медресе. От Касабланки до Феса поезд идет 4 часа, цена билета: 165 / 110 дирхам - первый / второй класс. Новый вокзал в Фесе был открыт 27 ноября 2009 года лично королем Мухаммедом VI.

С 1994 года в Фесе регулярно проводится Фестиваль мировой духовной музыки (Fes Festival of World Sacred Music), на который приезжают исполнители этого жанра из многих стран мира, а так же большое количество туристов. В 2012 году фестиваль проходил с 8 по 16 июня и включал в себя как платные, так и бесплатные концерты. Самая большая бесплатная сцена была на площади Boujloud Square, перед входом в медину. На заключительном концерте любители духовной музыки начали занимать места еще засветло.

Программа Фестиваля обещала, что в 22-00 в первом отделении концерта будет malhoun - ритмичное чтение стихов под музыку, "марокконский рэп", получивший распространение в XVIII веке в среде ремесленников, в исполнении трио Sanae Marahati - Nawal Abdellaoui - Sanaa Chfera. Во втором отделении ожидалась пакистанская красавица-певица с суфийским уклоном Sanam Marvi. Вместо этого концерт начался в 23-00 и выступал какой-то заводной дядя, имя которого узнать так и не удалось.

Зажигательные песни солидного по виду дяди очень странно воздействовали на публику, без всякого алкоголя в толпе то и дело закипали драки, в которые стоящие в оцеплении военные никак не вмешивались. Закончился концерт около часа ночи.

Ворота Bab Boujloud - самый популярный вход в медину. Медина Феса получила статус объекта Всемироного наследия ЮНЕСКО на 4 года раньше, чем медина Марракеша, и считается одной из самых больших медин в мире. В районе ворот сосредоточено большое количество кафе - это самое дешевое и удобное место, чтоб поесть, далее дешевой и разнообразной еды не будет.

В медине Феса нет такой суеты и толчеи, как в медине Марракеша, и нет такой грязи, как в медине Касабланки, неторопливо прогуливаться по ней, глазея по сторонам, легко и приятно. Множество мелких лавочек, мастера в которых сами производят и сами продают, нет такого сплошного засилья барыг, как в Марракеше. Если что нужно подогнать по фигуре - тут вопрос решается в минуты.

Портной - слово мужского рода. В Фесе на улицах сидит множество портных, и среди них не встречается женщин. Удивительно, но даже вышивкой занимаются строго мужчины.

Красильни Шуара (Tannerie Chouara) - главная фишка Феса, с предложениями показать дорогу к ним к вам будут приставать кучи помогаек, запрашивая от 10 до 50 дирхам и утверждая, что самостоятельно их не найти. Найти их действительно сложно, но можно. За воротами Bab Boujloud, слева и справа, в глубину медины идут две параллельные улицы, по которым и движется весь народ. Без разницы, по какой идти, примерно через 600 метров они сливаются в одну улицу, которая через 250 метров упирается в медресе Аль-Аттарин, образуя Т-образную развилку. Направо дорога пойдет к медресе Аль-Карауин, а к красильням - налево. Далее идти "по главной", никуда не сворачивая, дорога будет все время по чуть-чуть забирать вправо и через 450 метров, сделав полукруг, приведёт к проходу к красильням, он будет слева, и если заглянуть в него, то там будет висеть указатель - "Tannerie Chouara". Тут уже можно и заплатить. За небольшой бакшиш вас пустят на балкон трехэтажного магазина кожаных изделий, откуда красильни видны как на ладони.

Еще вам будут предлагать купить пучок мяты, чтоб засунуть в него нос. Со слов помогаек, для выделки кожи используются растворы мочи и птичьего помёта и, якобы, вонь столь сильна, что неподготовленному человеку выдержать невозможно. Ерунда! Любой россиянин встречал запахи и покрепче!

Все как сотни лет назад: в огромные глиняные чаны налиты различные составы для окраски и дубления. Кожевенники, соблюдая технологию, последовательно перекладывают шкуры из чана в чан, а чтоб процесс шел равномернее и быстрее, еще топчут их в чанах ногами и полощут руками. По окончании выделки кожу сушат и она готова для производства одежды или обуви.

Рабат - столица Марокко. Из Касабланки в Рабат каждые 20 минут ходят двухэтажные электрички, время в пути 1 час, цена билета - 35 дирхам, центр города - станция Rabat Ville. В отличие от других городов страны, по центральным улицам Рабата никто не ездит на запряженных осликами повозках, а в мае 2011 года в Рабате была введена в эксплуатацию современная трамвайная система французской фирмы Alstom, такая же, как строится в Касабланке. Разовая поездка на трамвае стоит 6 дирхам.

Собор Святого Пьера (Saint Pierre Cathedral), действующий католический кафедральный собор Рабата, расположен на Place Al Joulane, ехать до одноименной трамвайной остановки. По неофициальной информации сейчас во всем Марокко проживает около 20 тысяч христиан-католиков, что на фоне 32 миллионов мусульманского населения страны просто капля в море.

Главная достопримечательность Рабата - мемориальный комплекс на месте развалин мечети Хассана, ехать до остановки трамвая Tour Hassan или Place du 16 Novembre (16 ноября 1955 года Мухаммед V, возвратившись из изгнания, снова вступил на престол). Вход в комплекс охраняет марокканская разновидность Почетного караула - Королевская конная стража.

Мечеть Хассана была заложена в конце XII века при султане Якубе аль-Мансуре, во время правления которого была построена и новая правильная мечеть Кутубия в Марракеше, но рабатской мечети не повезло, после смерти султана стройка была заброшена и со временем превратилась в руины. Башня Хассана, строившаяся как минарет мечети, при проектной высоте в 86 метров, была достроена только до отметки в 44 метра, и в таком виде сохранилась до наших дней.

Напротив башни Хассана расположен мавзолей Мухаммеда V, строительство которого началось после смерти монарха в 1961 году и длилось 10 лет - по 1971 год. Память султана, добившегося для Марокко независимости от французов, и ставшего первым королем свободного Марокко, свято чтится в стране, в каждом крупном городе есть улица, названная его именем, как у нас в каждом крупном городе есть улица Ленина.

Все желающие могут пройти на балкон мавзолея. По центру стоит надгробие самого Мухаммеда V, по сторонам стоят надгробия его сыновей: следующего короля Марокко - Хассана II, отца ныне правящего короля Мухаммеда VI, и принца Абдаллы. В мавзолее ежедневно читается священный Коран, в дальнем правом углу видно место чтеца. Ранее Коран читался в мавзолее круглосуточно, но в последнее время его чтение стало периодическим.

За комлексом мечети Хассана протекает река Бу-Регрег (Bou Regreg). В месте, где Бу-Регрег впадает в Атлантический океан, стоит древняя крепость Касба Удайя (Kasbah of the Udayas). В крепости, кроме нескольких старинных пушек и мортир, нет ничего интересного, по сути это обычный жилой микрорайончик а-ля медина, но на углу ее высоких стен, обращенных к устью реки, устроена прекрасная бесплатная смотровая площадка, которую стоит посетить.

Слева видно часть старого мусульманского кладбища, Avenue Al Marsa и маяк Рабата (Lighthouse of Rabat / Fort de la Calette Light). Маяк построен в 1920 году, высота башни 24 метра, высота огня над уровнем моря 31 метр, видимость сигналов маяка - 16 морских миль.

Вид по центру: в устье реки построена система волноломов и за ними оборудованы пляжи. Пляж Рабата чистый, культурный, ходят слухи, что иногда сам молодой король Мухаммед VI, любящий современные технические развлечения со спортивным уклоном, катается здесь на гидроцикле, а его подданные, которым посчастливится в этот день оказаться на пляже, могут беспрепятственно сфотографировать своего Повелителя на мыльницу.

Справа видно город Сале, лежащий за рекой Бу-Регрег, и когда-то считавшийся самостоятельным поселением, а ныне образующий с Рабатом единое целое. У Сале имеется свой собственный пляж, ничуть не хуже, чем пляж со стороны Рабата. По волноломам можно свободно гулять, на них устроены специальные пешеходные дорожки.

Медина Рабата - такая же неприглядная, как и в Касабланке, единственная разница - на человека с фотоаппаратом никто не обращает внимания. Желающие посетить Старый город едут до остановки Medina Rabat или Bab Chellah, у этих остановок находится наиболее приличный кусок медины, вход через ворота Bab El Had или Bab Chellah. На фото второстепенные ворота, находящиеся недалеко от парадных, суть рабатской медины видна сразу, коротко говоря - бедно и грязно.

Резюме:

В Марокко можно найти город для отдыха на любой вкус. Касабланка - промышленный центр, всё и сразу. Можно найти где поплавать, где погулять, что посмотреть. Однако, Касабланка это город-труженик, чтоб расслабиться совсем уж по полной, место не совсем подходящее, ритм жизни весьма жесткий. Марракеш - кусочек восточной сказки. В Марракеше очень многое показушное, расчитано на заезжего туриста, и часто не по делу дороговато. Фес - духовный центр, старина, медресе, спокойствие и неторопливось. В Фес нужно ехать не смотреть, но - созерцать. Рабат - столица государства. Всё как в любой столице: шик, лоск, блеск, чисто, культурно, а харизмы нет, всё красиво, а зацепиться взглядом совершенно не за что. В целом Марокко страна дешёвая и интересная, люди доброжелательные. Единственный недостаток: по-английски почти нигде не понимают, в обиходе арабский и французский языки.

Читать еще про Марокко: Семеро святых Марракеша

Вернуться на главную страницу

Записки странствующего слесаря © Все права защищены