Страна вечнозеленых помидоров
Мне понадобилось посетить Коми, и по традиции совмещать приятное с полезным, было решено проделать это на УАЗике-буханке, уже побывавшем в Берлине и на Дальнем Востоке.
"Бригадир, чего ты сердишься? Шесть кубов не получается! Смените мне пилу!" (с) "Лесоповал"
Напрягаться в этот раз не хотелось и перегоны длиннее, чем 400 километров, я старался не устраивать. Поэтому в первый день я прибыл в Нижний Новгород, заселился в гостиницу и пошел познакомиться с внедорожной продукцией ГАЗа. Вечером вернулся в гостиницу, снял с окна сетку, сфотографировал окружающий пейзажик, попил чаю и лег спать.
С утра проснулся и по Сормовскому шоссе поехал в сторону Кирова. Серьезный мостик.
После Шарьи повернул на Великий Устюг. Дорога не очень, основная трасса "Вятка" идет на Котельнич.
Прибыл в Никольск, вписался в гостиницу. Вечером отправился в ресторан. Он оказался рестораном "а-ля 90ые прошлого века". Публику представляли конкретные пацаны в майках "Рибок" на голый торс, прибывшие на вглухую тонированных "восьмерах" и "девятинах", а так же солидные дяди в рубашках навыпуск, с лысиной и толстой барсеткой на столе. Мужчин окружали достойные девушки, похожие на героиню из фильма "Маленькая Вера". Пока я вкушал селедку с луком и мясо "по-французски" с картофелем фри, ди-джей услаждал слух публики Гулькиной с группой "Звезды", "Лесоповалом" и репертуаром двух Миш, в 90-ых еще не бывших Михаилами: Шуфутинского и Гулько. Я не люблю современные рестораны, в которых вместо удобных столов и стульев стоит не удобная "дизайнерская" мебель, а вместо картофана с мясом подают противную фуа-гру, а вот уездные рестораны из прошлого всегда посещаю с удовольствием. Приятно иногда оказаться в 90-ых, тем более без риска получить в разгар веселья по тыкве битой.
Утром выяснилось, что хозяин заведения и гостиницы реально знает толк в лесоповале. Позади ресторана и гостиницы распологалась не маленькая лесопилка.
Доехал до Кичменгского Городка, дорога в нем разветвляется. Основная трасса идет на Великий Устюг и Котлас, а второстепенная отворачивает на Лузу. Я решил ехать через Лузу, чтоб посмотреть, что там творится. Через пять километров асфальт кончился и начались лесовозки и грейдеры, которые тянутся 300 километров и выходят на федеральную трассу "Вятка", посередине между Мурашами и Сыктывкаром.
Через пару часов тряски прибыл в Подосиновец. Купил минералки по рекордно низкой цене: 18 рублей за 1,5 литра. С Подосиновца можно ехать в двух направлениях, на Лузу и Пинюг. Мне надо было идти на Лузу.
После Подосиновца пошли лесовозки, мощеные плитами на ширину УРАЛовской колеи. При царе-батюшке в этих краях не было ничего интересного, дорог не было совсем и жителей почти не было, и для того, чтоб вдохнуть новую жизнь в эти отдаленные места, 16 ноября 1932 году совершенно секретным Постановлением Правительства был создан Ухта-Печерский трест, по своим функциям сходный с колымским Дальстроем, с той лишь разницей что вместо золота в Коми руками зэков добывали лес и уголь. Все лесовозные и железные дороги в этих краях построены руками заключенных.
Проехал Лузу - крупный железнодорожный узел, городок приличного размера. Большая сортировочная станция, на котрой так же производят перевалку леса с автотранспорта на железную дорогу. Дальше дорога идет на Лальск. Лальск городок не большой и запущенный. Когда-то в Лальске был леспромхоз, имевший узкоколейку, ведущую на делянки и от былой мощи которого мало что сохранилось.
Переехал по понтонному мосту речку Лузу. До асфальта осталось около 100 километров.
"Сыктывка-а-ар - небо тучами взорвано, здесь расстрельная зона «Пятак»" - поёт Яша Боярский. Хотя Боярский и ошибается, «Пятак» находится в Вологде, зон в округе навалом, причем в чем-то они даже выделяются на фоне остальных пенитенциарных заведений России. Например, по телефонизации осужденных. Телефонизация осужденных в Коми достигла столь высокого уровня, что Отдел оперативного управления УФСИН по Коми вышел к сотовым операторам с предложением ликвидировать базовые станции возле колоний. Самыми телефонизированными зонами оказались учреждения строгого режима ОС-34/25, ОС-34/1 и следственный изолятор СИЗО-1 в поселке Верхний Чов, как раз возле Сыктывкара. Операторы сотовой связи вышки ликвидировать отказались и в свою очередь порекомендовали УФСИНовцам быть бдительнее, не допускать проникновения сотовых телефонов и SIMок в места лишения свободы.
В предместьях Сыктывкара встречаются деревянные дома. На одном из них висит интересная вывеска с явной проблемой в падежах. Замазали бы они, что-ли, черточку над последним "И" в слове "сигнализациЙ" и стало бы все по русски: "Все виды сигнализации и автоматики", но не замазывают. Может, на коми-наречии, принято именно так?
В Сыктывкаре как раз отмечали День Молодежи. К вечеру небо затянуло тучами, пару раз сверкнули молнии и центр города остался без электричества. Я как раз собирался поужинать в кафе, когда произошла эта бяка, но свет погас и кафе закрылось. Я направился к ближайшей шашлычной, полагая что мангалы работают на дровах и свет им не нужен, но шашлычные закрылись тоже. Законопослушные сыктывкарские предприниматели отказывались торговать без кассовых аппаратов. Хорошо, что через час свет появился и голодным я не остался.
Ухта-туй это не ругательство, как можно подумать, просто на коми-языке так называется Ухтинское шоссе. От него отходит проспект Бумажников, на развилке с которым сооружен монумент лесопромышленному комплексу. На заднем плане видны доски, на которых написаны даты запуска крупнейших деревообрабатывающих предприятий края.
Километров через 30 к Ухте стоит памятник сварщику. Сварщики - герои этой местности. До появления технологии автоматической сварки на центраторах, зимой в морозы, летом под комарами, в болоте, лежа на спине под трубопроводами, они вручную варили нефте и газопроводы. Про геройских северных сварщиков Норильский Заполярный театр драмы даже поставил спектакль с названием "Последний стык" о строительсве газопровода с Мессояхи, а здесь им поставили памятник.
В Вогваздино развилка. Указатель "На Кослан" несколько лукавый, напрямую на Кослан проехать можно только зимой, а летом придется ехать через Яренск - Усть-Очею - Вашку - Едву, по убитым лесовозкам, 400 километров, вместо 211 километров напрямую, как написано на указателе.
На развилке имеется кафешка, где обедают дальнобойщики. Везут в основном оборудование для Газпрома.
Дорога на Ухту приличная, асфальт.
В стороне от дороги стоят поселки. Поселок Тракт разваливается. Леспромхоз закрыли, узкоколейку разобрали и сдали в металлолом, развалился даже Сбербанк.
Самое культурное место в Тракте пока держится. Сбербанк перебрался сюда же.
Следующий поселок - Синдор. В Синдоре находятся зона и линейное управление Газпрома. На посту в Емве ГИБДДешники попросили меня подбросить в Синдор женщину. В разговоре выяснилось, что она едет автостопом на свидание к своей второй половине, отбывающей здесь наказание. Треть Синдора работает во ФСИНе, две трети в Газпроме.
Зона в Синдоре мощнейшая, имеет узкоколейку и несколько "филиалов", крайний из которых находиться в пос. Глубинка и добраться туда можно только по УЖД.
Закосив под газовика пообедал в ведомственной столовой №12 "Севергазторга": Кормят в Газпроме вкусно, цены маленькие. Быт трудящихся вахтовым методом людей налажен неплохо.
На окраине Синдора стоят общаги Газпрома. Неслыханное дело, в магазине рядом с ними берут пластиковые карточки, в кассе стоит терминал.
Станция "Синдор" Северной железной дороги, той самой, по которой мчит скорый поезд "Воркута-Ленинград" и вдоль которой, как поется в известной песне, бежали из заключения два друга. Поезд "Воркута - Ленинград" как раз прибывает через полчаса, народ ожидает.
Ожидая прибытия поезда можно почитать прессу. В лагерях издается "Преступление и наказание", "Покаяние", "Человек и тюрьма", "Зона", существует общетюремная газета "Казенный дом", и список этот не полон. При общем количестве заключенных в РФ около 700 тысяч человек странно было бы не обеспечить такую армию потенциальных читателей специализированными периодическими изданиями. Материалы в таких газетах весьма злободневны: ""Смотрите, какой густой макаронный суп! А мяса в нем сколько! Я и на воле столько мяса не видел!" - говорит, указывая черпаком в сорокалитровую кастрюлю, повар столовой Учреждения осужденный Петров". Вроде как первая тюремная газета под названием "Перековка" появилась на стройке Беломорканала и именно с нее началось развитие печати в заключении. Подписка на такое издание ставится заключенному в плюс и отмечается в его деле, сказываясь положительно при принятии решения об УДО (условно-досрочном освобождении), поэтому недостатка в читателях нет.
В районе Чиньяворыка кусок дороги на Ухту находится в аварийном состоянии. Проезжающих ждут почти 70 километров ям и калдобин, которые бывают весьма глубоки и широки, нужно быть внимательным, чтоб не оставить в яме колесо.
Сам Чиньяворык представляет собой придорожный поселок с ж/д станцией и бензоколонкой, когда-то, проходя службу в армии, здесь охранял зону писатель Сергей Довлатов.
Ухта, Проспект Ленина.
Комсомольская площадь, место тусовок и встреч.
После Ухты дорога идет на Нижний Одес. Указатель на Ираель. Тут начинается знаменитейшая Коми-трофи.
Начало Коми-трофи. С апреля 2010 года проезд закрыт полностью. Но, как и всегда, закрыт он не совсем. Даже висит не "кирпич", а "движение запрещено", весьма двусмысленный знак.
Сама коми-трофи в сухое время проезжаема без проблем, я даже видел "Волгу". Единственная засада находится в районе 55 километра, это речка Айюва, которую нужно переезжать вброд. Мост через Айюву снесло в 2005, после чего вместо него в полотно дороги в этом месте положили трубы, собрав на них деньги с местных предпринимателей, но трубы исчезли в 2007 году, после чего никто ничего с Айювой не делает. Всего до Малой Перы 75 километров болотистого грейдера, и дальше, до Щельяюра, дорога становится похожей на дорогу, а не на направление в лесу.
Основной транспорт на коми-трофи это УРАЛы, КАМАЗы 6х6 и ЗИЛы-131. Но ездят и УАЗики и даже легковушки. Весной и осенью Коми-трофи для маленьких машинок не проходима, но летом, и тем более зимой, вполне доступна.
Вернулся в Ухту. Переночевал и поехал в обратный путь. На выезде из Ухты стоит монумент "Прометеям Севера". Опутанный трубами мужик в каске, воздев руки к небу, зажигает газовый факел.
Вернуться решил через Киров, по федеральной автотрассе "Вятка". Трассу перескает несколько ускоколеек, оборудованы переезды. УЖД леспромхоза"Первомайский".
Все узкоколейки разной степени заброшенности. УЖД леспромхоза "Первомайский" вела в ныне брошенный поселок Копса и дальше в тайгу. Внешне, вроде, жива, но свежего наката на рельсах не видно, домик дежурного по переезду заброшен.
По Первомайской УЖД в настоящее время ездят в лес только местные на дрезинах-"пионерках", этакая мототележка с мотором от мотоцикла "Минск" и колесами от вагонетки. Хорошее описание аналогичной действующей Алапаевской УЖД можно почитать тут: http://transphoto2007.livejournal.com/64039.html.
Прибыл в Котельнич. Поужинал в модном танцполе "Тары-бары".
Родину в Котельниче законсервировали, а не сломали или пропили. В городе строится мемориал погибшим во время эвакуации во время ВОВ. Котельнич - крупный ж/д узел и в нем с поездов снимали и хоронили трупы тех, кто не доехал до места назначения, эвакуируясь из занимаемых немцами городов. Всего погибших, по некоторым сведениям, было несколько десятков тысяч!
Гостиница в Котельниче. В номере установлен давно мною не виданный сверхмощный унитаз с верхним бачком, сделанный в Кирове. Мощность смыва этого унитаза такова, что не требуется никакой "ежик". Фекалии с воем и грохотом со скоростью пули уносит бурный поток, стоит только дернуть за веревочку. Дергая, лучше отойти подальше. Ниагара, вырывающаяся из унитазного бачка, по причине очень сильного напора, может выплеснуться на пол. Саяно-Шушенская ГЭС в миниатюре, в общем. Там же я видел лифт, закрытый на висячий замок.
На следующий день я был снова в Нижнем Новгороде, а еще через день вернулся в Москву. Очередное путешествие закончилось.
Краткое введение в лесоповал
Введение это будет очень поверхностным и не полным, но представление об отрасли дающим. На современном языке это мероприятие называется лесозаготовками. Лесозаготовки ведут леспромхозы (ЛПХ), им выделяются участки леса. Абстрактный "лес" делится на квАрталы, квАрталы разделяются визирными просеками, на углах кварталов ставятся квартальные столбы и составляется квАртальная карта леспромхоза.
Вот так лесозаготовки выглядят на спутниковых снимках. Вся республика Коми испещрена вырубками.
На выбранных квАрталах, согласно текущему плану, организуется лесосека. Лесосека обозначается просеками и по просекам устраивается минерализованная противопожарная полоса, для предотвращения распространения огня в случае возможного возникновения пожара на лесосеке. Лесосека размечается на делянки, на делянке выделяется пасека. Пасека это то место, где непосредственно ведется вырубка. На пасеку выдвигается зверюга под названием "валочная машина". Она заменяет архаичных вальщиков с бензопилами. Похоже, именно такую штуку пытался изобрести английский инженер Дуглас МакКрекен в фильме Михалкова "Сибирский цирюльник", только у Михалкова она похожа фиг знает на что, но только не на то, на что должна быть похожа. Видимо, декораторы и бутафоры просто не удосужились ознакомиться с предметом как следует.
Далее в дело вступает трелевщик, он таскает деревья на площадку, расположенную возле лесосеки и называемую верхним складом. Трелевщик бывает чокерный и бесчокерный. Чокерный трелевщик, это по сути обычный трактор с лебедкой, который цепляет хлысты тросом и тащит их волоком. Бесчокерный трелевщик имеет захват, которым он берет одно или несколько деревьев, поднимает и транспортирует их так, чтоб по земле волочился только один конец пачки.
На верхнем складе в дело вступает сучкорезная машина, она заменяет обрубщиков сучьев с топорами. Эта машина производит удаление сучьев, превращая деревья в хлысты.
Существует и более универсальный и сложный агрегат, заменяющие сразу все машины на лесосеке, с длинным названием "валочно-сучкорезно-раскряжевочная машина", на буржуйском языке именуемая "харвестером". Харвестер после удаление сучьев еще и распиливает хлыст на сортименты, т.е. куски примерно одинакового диаметра и равной длины.
Хлысты или сортименты, на тюремном языке именуемые "баланами", грузятся на лесовоз, который, как правило, оснащен манипулятором и загружает себя сам. Если манипулятора на лесовозе нет, то загружаться ему помогают машины, именуемые лесопогрузчиками. Иногда встречается гибрид из лесопогрузчика на внедорожном шасси и прицепа, называют такой агрегат "форвардером". Форвардер перевозит лес к месту, где его наиболее удобно перегрузить на лесовоз, и сам осуществляет перевалку.
Лесовозами древесина отвозится на нижний склад, который, как правило, располагается уже в цивилизации, возле магистральных путей сообщения, автотрассы, железной дороги или порта.
Далее лесоматериалы перерабатываются, сортируются, окоряются и распиливаются на доски.
После переработки лесная продукция отгружается потребителям по железной дороге или автотранспортом.
Вернуться на главную страницу
|