Китай промышленный
В августе 2010 года мне довелось побывать на китайских заводах сварочного оборудования, где в числе прочего производят те самые "инверторы", которые так любят обсуждать на интернет-форумах доморощенные сварщики. Попутно я посмотрел Шанхай, Ханчжоу, Гуанчжоу, ознакомился с положением дел в Китае вообще и с его промышленностью, применительно к инструментальной области, в частности.
"С добрым утром, тетя Хая! Вам посылка из Шанхая!" (с) А. Северный
Девять часов полета и я в Шанхае. Международный аэропорт Шанхая "Пудун" соединен с городом линией, по которой ходят поезда на магнитной подвеске, называемые "Маглев", от слов magnetic levitation, т.е. "летящий на магните". Это пока единственная в мире линия такого плана, введенная в коммерческую эксплуатацию, по которой можно прокатиться по расписанию, просто купив билет, который стоит 60 юаней. Курс юаня к рублю составлял на момент поездки 4,5 рубля за юань.
Вагон маглева. В каждом вагоне висят табло, которые показывают скорость поезда. Состав разгоняется до 430 километров в час. Когда на встречу нам пронесся встречный маглев, показалось, что рядом выстрелили из пушки. Скорость сближения поездов около 800 километров в час, т.е. самолетная! А расходятся они в считанные сантиметры!
С конечной станции маглева на такси доехал до гостиницы. Такси в Китае недорогое, средняя поедка обходится в 30-50 юаней. Мой номер находился на 34 этаже. Над Шанхаем возвышается здание Шанхайского финансового центра, которое русские окрестили за его форму "открывашкой".
В 2010 году в Шанхае проводилась всемирная выставка Expo-2010, в которой участвовали 192 страны, включая Россию. Ежедневно выставку посещали от 200 до 500 тысяч человек и на ее территории творился совершенно невообразимый ералаш. Под выставку по живому отрезали кусок Шанхая в центре города, вместе с улицами и домами, дома снесли, а на их месте страны-участники построили свои павильоны. Вход на выставку стоил 160 юаней. Отправная точка это, естественно, павильон Китая.
Жара в Шанхае стояла +40С, влажность под 100%. В шанхайских новостях постоянно показывали, как людей вывозят с территории выставки с тепловым ударом на каретах "скорой помощи". Чтоб как-то облегчить участь посетителей, китайские власти установили в некоторых местах дождевальные установки, где разгоряченную толпу сверху поливают водичкой.
Очереди в павильоны совершенно сумашедшие. Перед каждым павильоном висит табло, показывающее длину очереди. В американский павильон очередь 8 часов, в российский 6 часов. Бедные китайцы на такой жарище стоят в этих жутких очередях, чтоб посмотреть как живут люди в других странах.
Делать на этой выставке не китайцу, по большому счету, совершенно нечего. Ее официальный девиз "Лучше город - лучше жизнь", но никаких чудес на ней не представлено, что-то типа республиканских павильонов нашего ВДНХ 80х годов. В русском павильоне, например, кормят блинами с икрой и показывают красочные лубки, как привольно живется в России среди лесов и полей. Есть, правда, и чуток нанотехнологий от Чубайса, но людям, у которых в стране ходят поезда на магнитной подвеске, такая экспозиция в исполнении русских, как минимум, должна показаться странной. Вернулся в гостиницу. 1 августа это китайское 23 февраля, день создания китайской армии. По телевизору плотно идут передачи типа "Когда поют солдаты" и транслируются военные фильмы. С интересом просмотрел революционно-сатирический телеспектакль "Кулак и батрак" на китайском языке.
На следующий день я прибыл на главный вокзал Шанхая, с целью отправиться на китайском "Сапсане" в город Ханчжоу, находящейся в двухстах километрах.
На вокзальной площади полно провинциалов из китайской глубинки, ожидающих своих поездов. Люди едут в город за одеждой и жратвой, этакие китайские "колбасные электрички" времен нашего развитого социализима.
Китайский вокзал это не аэропорт, имеет расписание и надписи на китайском, на английском только номера поездов. Найти куда идти и откуда отходит нужный поезд весьма не просто, иностранец вынужден испытывать некоторые затруднения.
В вагоне китайского "Сапсана". "Сапсаны" в Китае бегают по всем направлениям. По слухам, Китай, в отличии от России, купившей у немцев четыре "Сапсана" и жутко этим гордящейся, закупил у Сименса четыреста "Сапсанов". Железные дороги в Китае образцовые, практически полностью перестроенные за последние 20 лет.
Через 2 часа я был в Хуанчжоу. Хуанчжоу не Шанхай, и по-английски в нем не говорил не один таксист, хорошо, что я предвидя такой поворот событий, еще в Москве, попросил китайскую принимающую сторону написать мне адрес отеля иероглифами, но и это помогло не сразу. В отеле, куда меня привез таксист по написанному иероглифами адресу, меня мягко отшили, сказав что это не тот отель, хотя имеет название действительно такое, как написано в бумажке. Я стоял на далекой китайской земле посреди чужого города, вокруг не было не одной английской или русской буквы и местные жители не понимали европейский языков. Спускалась ночь. Я стал останавливать проезжающие мимо такси и совал таксистам под нос свою бумажку, знаками показывая, что мне нужен отель, который поименован в ней, но не тот, что стоит в 10 шагах от меня. Наконец пятый таксист куда-то позвонил и согласился меня везти. Ехали мы долго. И через полтора часа езды прибыли в китайскую промзону километрах в 30 от города. На ее окраине стоял отель с вывеской на китайском, в котором меня не прогнали, а поселили. Со второй попытки я все же приехал туда, куда надо.
Вокруг отеля раскинулась китайская деревня. Китайцы с любопытством осматривали заехавшего в эту глухомань белого мистера, но агрессии не проявляли. Вообще, китайцы все невысокие и суховатые, среднестатический русский может без труда навалять люлей минимум трем китайцам, а если этот русский бывший десантник и до кучи пьяный, то и пяти китайцам вломит запросто. Конечно, есть шанс нарваться на кунгфуиста типа Джеки Чана, но он очень мал, кунгфуистов среди китайцев не больше, чем самбистов среди русских.
Ресторан в этом отеле отсутствовал, около отеля работающих пунктов общепита, по причине позднего времени, тоже обнаружить не удалось. Пошел искать магазин и нашел его. Ассортимент этого магазина был скуден, купил китайский соевый батончик типа "Сникерса" и пакет соевого молока. Это был мой ужин. Во время прогулки я заметил, что местные жители передвигаются на каких-то бесшумных мопедах. Эти мопеды оказались электрическими! На таком ездил и владелец магазинчика, где я отоваривался, он как раз заряжал его от розетки. Как впоследствии выяснилось, аккумулятора вполне хватает чтоб проехать 5-10 километров со скоростью 20 км/час, вполне достаточно, чтоб ездить из дома на работу и не волноваться о подорожании бензина. Китайская деревня семимильными шагами входит в XXI век!
Лег спать. С утра меня разбудили прибывшие китайские товарищи и повели на завод. Завод располагался в 200 метрах от отеля. Меня встретил Управляющий, напоил чаем и мы пошли осмотривать производство. Начали с помещения где была выставлена техника, которую они производят. На этом предприятии делают модели хобби-класса, которыми в основном и торгуют у нас в России.
Отдела сбыта. Прошу заметить, что китайский отдел сбыта разительно отличается от наших отделов. Все скромно, начальник сидит вместе с подчиненными в одной комнате, разделенной перегородками на ячейки, никаких кожаных диванов, кофе-машин, дорогой мебели и прочего гламура нет.
В соседней комнате сидят разработчики, те кто разрабатывает и отрабатывает новые модели оборудования, которые будут запускаться в производство.
Склад корпусов. Корпуса они сами не делают, заказывают у партнеров, расположенных в соседнем корпусе промзоны и являющихся самостоятельной фирмой.
Механический участок. Производят радиаторы и крепеж.
Обмоточный участок. Здесь производят всякие трансформаторы и дроссели. Технология дедовская: провод наматывается на мотовила шаблонов, скрепляется суровыми нитками, кисточкой красится фиксирующим лаком и сушится. Потом готовые катушки укладывают в магнитопроводы.
Радиомонтажный участок, набивают и паяют печатные платы.
Участок сборки. Тут платы ставят в корпуса и монтируют навеску, всякие регулировочные элементы с ручками, трансформаторы, припаивают силовые провода и прочее.
Промежуточный склад. Cюда поступает собранная, но еще без верхней крышки, не проверенная ОТК продукция.
После проверки ОТК ставятся верхние крышки и продукция поступает на склад, откуда отгружается потребителям. В месяц такой заводик производит около 5000 единиц сварочной техники.
Дальше последовал представительский обед в "ресторане" промзоны, на котором я, наконец, съел говядины и карпа. Надо сказать, обед был очень кстати, потому что на завтрак в отеле был шведский стол, состоявший из 5 блюд: рис, жареные гусеницы, какие-то резиновые пельмени с каракатицами, фасоль и вареные яйца. Из всего этого изобилия я, вспоминая Гиляровского и его походы по хитровским трактирам, съел только три вареных яйца и порядком проголодался за время экскурсии.
В промзоне тоже был обед. Стайка рабочих перекусывает у передвижного ларька.
Далее, в сопровождении китайских товарищей, последовала прогулка в парк города Хуанчжоу, на Восточное озеро, одну из главных достопримечательностей города. Вид на город.
Парк Хуанчжоу. Мостки построенны зигзагом. По китайским поверьям нечистая сила может ходить только прямо и преодолеть такой мост не в состоянии.
Специальное место, где растут лотосы. Влажность такая, что штаны и майки посещающих этот кусок парка людей в течении пяти минут пропитываются потом до такой степени, что их приходится выжимать. Бедный Рэмбо и воевавшие во Въетнаме американцы, если в джунглях такая же обстановка, то тяжко им приходилось.
Полпути обратно проехали на китайском автобусе, проезд стоит 2 юаня, а дальше только на такси, автобусы в промзону не ходят.
По возвращении в отель поужинал в забегаловке, потыкав пальцем в картинку с изображением курицы. Курицу пришлось есть без хлеба, хлеб в Китае не принят, и риса не было. Запил водичкой. С чаем тоже были проблемы. Вообще я был удивлен, что в Китае - и не подают чая. Под словом "чай" у них понимается некий отвар из всяких цветочков-лепесточков, а не чайный лист, как у нас. Чай который "чай", там пьют как у нас водку, как правило в компании и вдумчиво, поэтому на улицах он не подается.
Погулял, поспал, с утра позавтракал снова яйцами, так как отельное меню не претерпело изменений, только вместо гусениц были какие-то ракушки, и поехал в аэропорт, чтоб улететь в Гуанчжоу.
Главное табло на китайском, та же шняга, что на вокзале в Шанхае, по-английски только номер рейса. И как понять, началась регистрация или где?
Но, у стоек регистрации, специально для заезжих иностранцев, все же мне удалось обнаружить маленькое англоязычное табло.
Началась регистрации и я прошел в накопитель. Причем на контроле зажигалку у меня отняли, типа борьба с терроризмом, вдруг кто-то решит поджечь самолет? Но, пройдя контроль, в накопителе я увидел указатель: "Место для курения" и очень удивился, как же можно закуривать без зажигалок, которые отбирают на контроле? Все оказалось просто: в комнате для курения стояла свечка, и все от нее прикуривали.
За два часа долетел и на такси, снова показав бумажку с иероглифами, доехал до отеля и лег спать. С утра проснулся и пошел завтракать, завтрак в отеле был вполне европейский, наелся сосисок с картошкой. Прибыли китайцы, поехали на завод. Завод в Гуанчжоу солиднее, чем в Ханчжоу, делает профи-оборудование и имеет полный производственный цикл.
Выставочный зал.
Отдел сбыта, снова все скромно.
Механический участок, листогибочный пресс, гнут панели корпусов.
На кривошипных прессах вырубаются отверстия под арматуру.
Сварочный участок. В корпуса привариваются монтажные стойки под платы.
Обмоточный участок. Моточные изделия выполняются механизированно, с помощью спецоснастки, установленной на токарный станок.
Готовые корпуса и панели окрашиваются пульверизатором и с примением шелко-трафаретной печати на них наносятся надписи.
Радиомонтажный участок, одна из линий.
Девчонки набивают печатные платы.
Пайка.
Установка навесных элементов.
Сборка.
Наладка.
Выходные испытания.
По окончании экскурсии снова был обед, за столом Управляющий и начальница отдела сбыта, меня нет, я фотографирую. Вообще китайцы очень гостеприимные люди, а кухня Гуанчжоу считается лучшей кухней в Китае, именно в Гуанчжоу проводится всекитайский кулинарный фестиваль, а в народе ходит поговорка, что "Вкусно поесть можно только в Гуанчжоу". На обед был жареный гусь (фирменное гуанчжоуское блюдо, которое встречается тут повсеместно), жареная курица, карп и всякий гарнир. Спасибо гуанчоуским товарищам, накормили так, что я еле встал из-за стола.
Далее весь остаток дня и весь следующий день я гулял по городу, с целью понять, что, почем и как в Китае. Посетил рабочие кварталы.
Местный рынок.
И удаленные от центра районы, на улицах которых первые этажи целиком занимают магазины, в том числе и инструментально-строительные.
На каждой "рабочей" улице обязательно есть токарка. Китайцу не надо искать знакомых на заводе, чтоб выточить какой-нибудь вал или чашку из украденного на производстве металла и пытаться выносить изделие через проходную.
Причем в этих уличных мастерских стоят очень неплохие станки. На фотографии видно, как китайский уличный фрезеровщик тыкает пальцами в сенсорный экран устройства цифроиндикации. У нас такое и не на каждом заводе увидишь, а тут это норма.
Инструментальный магазинчик. Сколько, вы думаете, стоит стоящий на фотке в центре компрессор, который у нас в России стоит не менее 6 тысяч рублей? Стоит он 460 юаней, товарищи! Это 2000 рублей.
А вот магазинчик торгующий бензогенераторами. Сколько стоит в нем китайский агрегат на 2,5 кВт, продающийся у нас в магазинах за 8 тысяч рублей минимум? Он стоит 650 юаней (2950 рублей) с медными обмотками и 560 юаней (2500 рублей) с обмотками алюминиевыми, причем продавец, оказавшийся англоговорящим, объяснил мне, что агрегаты с алюминиевыми обмотками они производят в основном для поставок в Россию, потому что китайцы не очень хотят покупать такое говно, а предпочитают доплатить 90 юаней и иметь качественную вещь, а наши перекупы всегда просят подешевле, не сильно беспокоясь о качестве. В общем, цену любого инструмента, произведенного в Китае и продающегося у нас, можно смело делить на три, это и будет его родная китайская цена.
Через день я улетел обратно в Шанхай. Аэропорт Гуанчжоу очень большой, полиция ездит по нему на электромобилях, иначе не успеть.
В аэропорту мне попалась китайская Доска Почета, вообще Доски Почета у них имеются везде, но все как-то было недосуг фотографировать, а тут попался прекрасный экземпляр, к тому же очень удобный для фотосъемки.
Через два часа полета я был снова в Шанхае. У меня оставалось полтора дня и я решил излазить Шанхай. Прогулялся по набережной реки Хуанпу, с которой открывается вид, являющейся визитной карточкой Шанхая.
Посетил Нанкинскую улицу, одну из главных торговых улиц Китая. Она представляет из себя подобие московской Никольской улицы, на ней расположен китайский ГУМ - универмаг №1 и аптека №1, с той лишь разницей, что цены в магазинах на ней отличаются от цен в магазинах на окраинах максимум на 10-15%%, а не как у нас, в 10 раз.
Прошелся по району Старый Город, являющемуся аналогом московского Старого Арбата, где продается втридорога всякая муть, для приезжих провинциалов и иностранцев, но покупать ничего не стал, кругом один новодел.
Прокатился на шанхайском метро.
Кассы нет, билеты продают автоматы. Одна поездка стоит 3 юаня.
При входе на станции сумки всех пассажиров досматривают сканером, как в аэропортах.
Все станции имеют двери, отделяющие пути от платформы, бросить что-либо на пути или спрыгнуть на них невозможно. Насколько я знаю, в России похожее есть только на одной из станций Петербургского метрополитена.
В Китае очень популярны электрозаграждения, проволока под напряжением, натянутая поверх забора. Такими штуками защищают и рабочие жилые кварталы, и престижные офисы. Работает эта система по типу электропастуха, бьет импульсами, не смертельно, но больно.
Рабочие кварталы Шанхая.
И нависающая над ними "открывашка".
На следующий день я улетел в дымную Москву. До свидания, Китай, надеюсь, что я еще не раз сюда вернусь.
Читать еще про Китай: Гонконг и Кантонская выставка в Гаунчжоу.
Вернуться на главную страницу
|