Дюк и космос

Летом 2011 года у меня появилась потребность выехать на Украину. По информации, которая попадала мне ранее, было известно, что на Черном море, с Украины, весьма развито паромное сообщение с соседними государствами, и я поехал в Одессу, намереваясь осмотреть город и далее, если представится возможность, сплавать с машиной в другие страны Черноморского региона.

"В незалежній держави на недержавній мові мають право размовляти гості, полонені, або окупанти".

Выехав из Москвы около 10-00 утра по Симферопольскому шоссе (трасса М-2 "Крым"), в районе 19-00 я прибыл на расположенный возле Белгорода автомобильный пограничный переход "Гоптовка-Нехотеево". Вечерело. Встал в очередь.

Через полтора часа стояния въехал на российский КПП. Русские пограничники и таможенники с глупостями не лезли, бегло осмотрели сумки, шлепнули штамп в загранпаспорт, и выпустили на нейтральную территорию. На украинской стороне у меня проверили украинское ОСАГО, которое я купил заблаговременно, впустили, шлепнули въездной штамп, а дальше начались приставания. Мне сообщили, что "зеленый" коридор закрыт, по причине позднего времени, и все проходят по "красному", с обязательным декларированием и досмотром, дело пахло парой часов, а мне очень хотелось в Харьков и спать. Поэтому я попросил провести ускоренную процедуру, подкрепил просьбу 500 рублями, и за 5 минут оказался на Украине. Перевел часы на час назад, на киевское время. Ночевал в Харькове, в гостинице с халявным интернетом и вкусным завтраком за 500 гривен, в 10-00 выехал на Днепропетровск. В Днепропетровске по двухярусному железнодорожно-автомобильному мосту пересек реку, до середины которой долетит только редкая птица.

И через Кривой Рог - Николаев, к вечеру второго дня пути, прибыл в Одессу. Проживать мне в предстояло в предместьях Одессы, на Фонтанах, где одесситы отдыхали на дачах еще в ХІХ веке, добираясь сюда по линии, сооруженной Бельгийским Обществом, на конках или паровых трамваях. Электрический трамвай появился здесь в начале ХХ века и исправно ходит и поныне. Остановки были названы "Станциями Большого Фонтана" с номерами от 1 до 16, хотя Фонтанов, в общем-то, три: Малый, Средний и Большой Фонтаны. В настоящее время Фонтаны активно перестраиваются, и вместо утлых домишек старых одесситов тут растут особнячки солидных людей.

Позже, трамвайную линию нарастили далее 16-ой Станции Большого Фонтана отдельным однопутным участком, до мемориала на месте 411-ой батареи в конце улицы Дача Ковалевского, сделав там разворотный круг.

Мемориал 411-ой береговой батареи посвящен героической обороне Одессы в период Второй Мировой Войны. Визитная карточка мемориала - подводная лодка "Малютка", проект А615. К ВОВ данные подлодки отношения не имеют, т.к. первая лодка этого проекта была построена только в 1951 году. Длина подлодки - 56 метров, экипаж - 35 человек, автономность - 10 суток, основное вооружение - 4 носовых торпедных аппарата калибра 533мм без запасных торпед.

Из интересных экспонатов можно отметить "боевой трамвай", ходивший в военное время на передовую, на котором люди в буквальном смысле ездили на фронт.

Так же интересен танк "НИ", кустарного изготовления, название которого, согласно легенде, расшифровывается как "На Испуг". Вооружался "На Испуг" парой пулеметов или огнеметом. Такие танки, одесская промышленность, поставленная на военные рельсы, производила из обычных мирных гусеничных сельскохозяйственных тракторов, обшивая их кусками корабельной брони или котельной стали.

Одна из известнейших достопримечательностей Одессы - рынок Привоз, неоднократно упомянутый в песнях, стихах и прозе. В конце 90-ых Привоз начали обносить кольцом новодела, размещая в новых зданиях дополнительные, современные, торговые площади.

В своей новодельной части Привоз ничем не отличается от продуктово-вещевого рынка в любой части экс-СССР, крытые гламурные галереи и открытые торговые клетушки и закуточки, охрана с рациями, турецко-китайский ассортимент и продукты одинаковых во всем СНГ брендов.

За новостроем, отыскать немного экзотики, все же, можно. "Одессаоблэнерго" взывает к совести расхитителей электроэнергии, входящих на Привоз со стороны Екатериниской улицы: "Электроэнергия - товар, воровство - грех!".

Вход со стороны Пантелеймоновской улицы, позади нового здания. В воротах установлена торговая точка. Народ, желающий попасть на рынок, протискивается справа и слева от нее, подозреваю, что это самое проходное место на всем рынке.

Старый Привоз намного демократичнее Привоза нового. Гламурной охраны не видно, дворников тоже. Контингент продавцов и покупателей сильно разнообразнее.

Овощи и фрукты. Лук и картошка - 9 гривен за килограмм, помидоры - 12 гривен, огурцы - 10 гривен.

Вяленая рыба. Тарань - 120 гривен кило. Самая дорогая - астраханская вобла, 180 гривен килограмм, не только российский газ ценится в Украине!

Автомобили для перевозки живой рыбы. Рыбопромысловая культура в Одессе находится на очень высоком уровне, рыбовозы подпитываются кислородом из баллонов, чтоб рыбке легче дышалось. В России загоны для живой рыбы, в лучшем случае, оборудованы компрессорами-бульбуляторами, и то не везде.

На задворках Привоза, выходящих на улицу Новощипной Ряд, ведется торговля хозяйственно-техническими товарами.

В Одессе имеется специализированный Книжный рынок, в просторечии "Книжка", расположенный на Александровском проспекте, между улицами Еврейская и Троицкая. Книг на нем не густо, а вот Music, Soft and Games продаются в изобилии. Приехавшие из стран, в которых ведется борьба с пиратскими дисками, могут с большой пользой посетить это место. Цены самые доступные, 25 гривен за CD-ROM и 50 гривен за DVD-диск, дешевле только даром. Покупки желательно проверить антивирусом, попадаются, знаете-ли, трояны и прочая гадость.

В Одессе полно домиков в стиле, как это модно счас говорить, "история, которая стремительно исчезает".

Часто, строения эти, по факту, просто пожароопасные притоны, в которых ночует неизвестно кто. Я попытался зайти внутрь, чтоб сфотографировать остатки интерьеров такого дома-призрака, но как только я вошел в подъезд, до меня донеслись непечатные выражения, которыми двое неизвестных громко выясняли, кто выкурил последнюю сигарету и не "оставил" товарищу.

Фотографировать в такой нервной обстановке я не стал, и нашел рядом милый и незагаженный дворик, в котором матом никто не кричал и, вообще, было тихо и благопристойно. Домов "с историей" в Одессе полно, она вся одна сплошная история, и лазить в сомнительные развалины нет никакой нужды.

Малая Арнаутская улица, на которой, по утверждению О.Бендера, изготавливливалась вся контрабанда, и на которой брал модный габардин один из героев "Одесского цикла" песен А.Розенбаума. Контрабандистов на Малой Арнаутской я не заметил, но заметил, что в Одессе вырезали и выбросили на помойку всю воздушную телефонную сеть вместе с радиотрансляционной сетью, которой в XXI веке на помойке самое место и есть. В России же трансляцию берегут спецсмотрящие от МЧС по линии гражданской обороны, вдруг война, а репродукторы включать будет некуда? И висят эти провода даже на высотных зданиях, хотя купить радиоточку просто негде, не выпускают их уже лет десять точно.

Здание Центральной библиотеки имени И.Франко в Книжном переулке, снявшееся в фильме "Дежа вю" в роли булочной чикагско-одесского гангстера Никиты Ничипорука.

Вокзал "Одесса - Главная", реконструированный в 2006 году. Новодел, здание было разрушено во время Великой Отечественной войны и восстановлено в 1952 году с большими изменениями.

Одеський театр музичної комедії ім. М.Водяного. Выписка из репертуара Одесского академического театра музыкальной комедии на июнь 2011 года: спектакль "Особо женатый таксист" - билеты от 30 до 120 гривен, известный музычный комик из России Борис Гребенщиков - от 160 до 750 гривен, и самый дорогой исполнитель месяца Тамара Гварцители - от 250 до 1150 гривен.

Французский бульвар, который был в цвету в то время, когда Костя-моряк влюбился в рыбачку Соню, и сейчас утопает в зелени. На пересечении Французского бульвара и ул. Пироговской имеется, как указано на вывеске, "экзотический аттракцион" - канатная дорога, фуникулер, на котором за 15 гривен можно прокатиться с бульвара на берег Черного моря.

Посадка в кабинку фуникулера осуществляется на ходу, нужно, непринужденно пробегая рядом, открыть дверцы и успеть запрыгнуть самому. Не всем это удается в первого раза, передо мной садилась семья с детьми и тещей, так тещу удалось посадить в кабинку только с третьей попытки. Сообразив, после двух неудачных попыток тещи сесть самостоятельно, что сама пожилая женщина не справится, тесть с тещей на руках пробежал рядом с кабинкой, открывая двери, и открыв, у самого края платформы, успел вбросил тещу внутрь.

Загруженность фуникулера практически никакая, похоже, народу жалко 15 гривен, и почти все идут по косогору на море пешедралом. Большинство кабинок художественно оформлены.

Нижняя станция фуникулера. Проезд по кольцу запрещен, хочешь обратно - плати снова 15 гривен или топай пешком в гору. В принципе, на верхней станции, проезд по кольцу запрещен тоже. На ходу десантируемся из кабинки.

На нижней станции находится гламурный пляж "Отрада". Вообще, пляжи в Одессе на любой вкус, от "диких", до окультуренных, разной степени благоустроенности. Цены, от "за так", до 100 гривен день, но "за так" будут заваленные мусором три метра береговой линии между бетонной подпорной стеной и морем, а за 100 гривен будет отдельный зонтик, с пологом из тюли, и лежаками с мягкими матрасиками. За въезд на пляж на машине, даже "дикий", по любому взимается побор в размере 10 гривен. Пиво в пляжной зоне стоит 6-10 гривен (6 гривен - "Янтарь", 8 гривен - "Оболонь" или "Черниговское", 10 гривен - "Старопрамен") за 0,5 литра, разливное вино 30-45 гривен за литр, шаурма - 20 гривен. На июнь 2011 года средний обменный курс составлял 2,85 рубля за 1 гривну.

На Французском бульваре расположена знаменитая Одесская Киностудия. Основана в 1919 году путем объединения нескольких национализированных частных кинопредприятий, после взятия Одессы частями Красной Армии.

Бульвар замощен брусчаткой, и водители-авангардисты, страдающие от тряски, пытаются протащить через горсовет решение закатать Французский бульвар асфальтом, но скудность одесского бюджета, к радости ценителей истории, вряд-ли позволит в обозримом будущем вытворить это варварство, даже если такое решение будет принято. Ворота "Южно-Русского общества виноделия Генрих Редерер в Одессе", ныне ЗАО "Одесский завод шампанских вин".

Дерибасовская улица получила свое название вовсе не потому, что на ней творился сплошной "дерибАс", а потому что на ней проживал адмирал Иосиф де Рибас, строитель-основатель Одессы, памятник которому, с лопатой в одной руке и планом города в другой, установлен в начале Дерибасовской улицы.

При доме де Рибаса был разбит сад, который его младший брат Феликс, покидая Одессу вслед за Иосифом, подарил городу, написав 28 ноября 1806 года на имя градоначальника де Ришелье письмо: "Приемлю смелость покорнейше просить Ваше Сиятельство принять от меня без заплаты, навсегда, в пользу города, сад мой, который при двухэтажном моем доме состоит на Греческом форштате ...". В настоящее время это Городской сад, ограниченный улицами Дерибасовской, Преображенской и Гаванной. В саду имеется инсталляция с намеком на "12 стульев" и Великого Комбинатора, но никаких пояснений, почему она тут, и к чему она тут, не дано. Даже экскурсоводы, которые за деньги водят отдыхающих глазеть на этот монумент, не могут сказать ничего внятного.

Углубившись в данный вопрос, я установил, что напротив Городского сада, на углу Дерибасовской и переулка Вице-адмирала Жукова, находилась "Большая московская гостиница", а после революции, в ее здании, разместился "Опродкомгуб" - Особая продовольственная губернская комиссия, в финотдел которой, в феврале 1921 года, поступил на работу Илья Файнзильберг, позже превратившийся в Илью Ильфа, соавтора Евгения Петрова, который увидел в "Опродкомгубе" прообраз руководимого Полыхаевым "Геркулеса" из "Золотого теленка". "Золотой теленок" и "12 стульев" произведения разные, хотя и с общим главным героем, поэтому присутствие в саду стула несколько удивляет, а вот чемодан логичен, именно в чемоданах Корейко и Остап Бендер носили свои миллионы. Счас здание "Большой Московской" в очередной раз перестраивается, и что за новый "Геркулес" тут откроют, пока непонятно.

Другой известный угол Дерибасовской - это угол Дерибасовской и Ришельевской улиц, именно тут, в восемь часов вечера, разнеслася весть о том, что семеро налетчиков обесчестили бабушку-старушку, очень любившую компот. В наши дни на этом углу располагается "Музей восковых фигур бабы Ути". Музей авангардный, помимо фигур всякой нечести, типа Сталина или Малюты Скуратова, имеются изваяния современных персонажей, например, героев фильма "Аватар".

Ланжероновская улица, идущая параллельно Дерибасовской, названа по имени Александра Федоровича Ланжерона, следующего после де Ришелье градоночальника Одессы, хотя некоторые ошибочно полагают, что улица имеет отношение к машиностроению, и обзывают её Лонжероновской. Граф Ланжерон установил в Одессе порто-франко и содействовал появлению первой одесской газеты "Мессаже де ля Руси меридиональ". На перекресток Ланжероновской и Ришельевской улиц обращена парадным входом знаменитая Одесская Опера.

Екатериниская площадь. В ее центре, в 2007 году, восстановлен памятник основателям Одессы, Императрице Екатерине ІІ и её соратникам, стоявший тут до революции. После революции его место занимала скульптура Карла Маркса, установленная 1921 году и вскоре, по причине низкого качества изготовления, развалившаяся, а еще позже, в 1965 году, тут стоял памятник восстанию на броненосце "Потемкин". В домах на заднем плане, по адресам Екатерининская пл., №6 и №8, бывших доходных домах Ждановой, в 1919 году обосновалась Одесская Губернская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и бандитизмом. Одесская ГубЧК выделялась среди прочих чрезвычаек совдепии своей особенной, истинно одесской, разухабистостью, приказы по ОГЧК часто содержали интересные формулировки: "Запрещаю всем сотрудникам являться на службу с раскрашенными лицами и подведёнными глазами" или "... при замене караулов пропадают электрические лампочки. Предлагаю, начальникам караулов принимать и сдавать лампочки по счёту ...", и прочее, в том же духе .

В доме №7, через площадь, располагалась комендатура и спецтюрьма Одесской ГубЧК, в которой иногда одновременно пребывало до 500 постояльцев. Во дворе дома приводились в исполнение расстрельные приговоры, выносимые коллегией чрезвычайки. Расстрелы производил комендантский взвод, состоявший из китайцев, которыми командовал негр.

Пушкинская улица, д.13, Музей Пушкина. В июле 1823 года Александр Сергеевич прибыл в Одессу, и остановился в располагавшейся в этом здании гостинице "Hotel du Nord", по сути являвшейся постоялым двором с конюшнями и каретными сараями, и прожил здесь месяц.

Рядом с Музеем Пушкина находится недавно реконструированная гостиница "Бристоль", до революции одна из роскошнейших гостиниц Одессы, в советское время именовавшаяся "Красная", она же "Готель Червоний" из фильма "Дежа вю".

Главная синагога Одессы, на пересечении Еврейской и Ришельевской улиц, 1850 года постройки, в советское время была передана Одесскому пединституту, который начал готовить в бывшей синагоге учителей физкультуры, разместив в здании профильную кафедру и кардинально перестроив его. В 1996 году здание вернули Одесской иудейской религиозной общине.

В здании второй по известности, благодаря творчеству Исаака Бабеля, Бродской синагоги, расположенной на углу улиц Пушкинской и Жуковского, в настоящее время размещается Государственный архив Одесской области. Бродская синагога не имеет никакого отношения к писателю Иосифу Бродскому, как думают некоторые двоечники, а названа по наименованию местечка Броды под Львовом, выходцами откуда она, в 1863 году, и построена. Ведутся длительные переговоры с иудейской общиной Одессы о передаче им и Бродской синагоги, но, как я понял из местной прессы, дело в том, что у одесских евреев просто нет денег, чтоб потянуть реконструкцию и последующее содержание здания.

Приморский бульвар начинается от здания одесской мэрии, где помещается Городской голова и Городской совет. С момента постройки здания в 1851 году, здесь находилась Биржа, а по переезду Биржи в новое здание, в 1899 году, разместилась Городская Дума. После революции здесь были обком КПСС и городской исполком. Здание имеет часы-куранты, по сути реле времени с магнитофоном, которые каждые полчаса играют мелодию "Одесса, мой город родной", из оперетты "Белая акация" Исаака Дунаевского.

Рядом с мэрией установлена пушка с английского парового фрегата "Тигр", который во время Крымской войны 1854 года сел на мель в районе Аркадии и был уничтожен береговой артиллерией. В 1904 году, эта пушка, ранее поднятая водолазами, была установлена как памятник, в ознаменование 50-летия бомбардировки Одессы, и памятник получился очень историчным, ведь данная пушка действительно стреляла по городу 50 лет назад. Кстати, в Одессе, впервые в русской истории, было украдено государственное имущество, интересовавшее воров, чисто как цветной металл. Перед самой Крымской войной была похищена пушка, стоявшая у памятника Дюку де Ришелье, и выстрелом возвещавшая о наступлении полудня. Впоследствии, пушка была распилена злоумышленниками, и пущена на медные тазы для варки варенья.

В 2008 году, в процессе реконструкции бульвара, сотрудниками одесского археологического музея были обнаружены остатки греческого поселения VI-V века до нашей эры. Раскопки решили сделать доступными для обозрения публикой, накрыв их куполом из стекла и металла.

Под прозрачным укрытием можно видеть артефакты, обнаруженные учеными. Аттракцион бесплатный и необычный, народу нравится, хотя экспозиция, мягко говоря, бедновата.

Символ города, памятник герцогу Дюку де Ришелье, первому градоночальнику Одессы, принявшему Одессу, уже как новую территориально-административную единицу, после ее первостроителя Иосифа де Рибаса. Памятник находится в середине Приморского бульвара и установлен при генерал-губернаторе Воронцове, а средства на него начал собирать еще граф Ланжерон.

От памятника Дюку начинается Потемкинская лестница, ведущая с бульвара в порт, к Морскому вокзалу. Построенная графом Воронцовым, с целью произвести впечатление на свою супругу, она сначала именовалась Воронцовской, Ришельевской или Гигантской лесницей, но после того как она с успехом дебютировала в фильме Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин", в качестве места расстрела царскими жандармами портовых рабочих, рвущихся к причалам встречать восставший корабль, иначе как Потемкинской лестницей, ее уже никто не называл. Фуникулер, построенный параллельно Потемкинской лестнице, в настоящее время не работает.

Заканчивается Приморский бульвар резиденцией Генерал-губернатора Новороссийского края, графа М.С.Воронцова. После революции в Воронцовском дворце располагался одесский Совет рабочих депутатов, штаб Красной Гвардии и после 1936 года Дворец Пионеров. В наши дни пионеров нет, но какие-то кружки детского творчества во дворце сохранились.

Колоннада Воронцовского дворца, сооруженная на обрыве Приморского холма. Воронцов личным примером насаждал в Одессе стиль ампир, колоннады и колонны входили в архитектуру города повсеместно, демонстрируя заезжим иностранцам солидность нового портового города Российской Империи и приводя их в восторг. Около колоннады местные художники продают свои творения.

От Воронцовского дворца на бульвар М.Жванецкого (бывший Искусств и Комсомольский), через Военный спуск, в 1968 году, был перекинут пешеходный мост. В народе мост именуется "Тёщиным мостом", молодожены приезжают сюда, чтоб повесить на его перила замок, символизирующий нерушимость брачных уз, и выбросить ключ от него.

Вид на Военный спуск с "Тещиного моста". До постройки Потемкинской лестницы, Военный спуск был основной дорогой, по которой ходили на работу в порт люди, проживающие в Слободке и на Молдаванке, а так же доставлялись на причалы и с причалов различные грузы.

После воцарения в 1795 году императора Павла I финансирование строительства одесского порта было приостановлено, а целесообразность работ поставлена под вопрос. Чтобы задобрить Государя, зимой 1800 года, одесский магистрат решил послать в Петербург обоз со свежими апельсинами, доставленными кораблями из теплых стран. Получив в холодном феврале 3000 греческих апельсинов, довольный Император отписать соизволил: "Господин Одесский бургомистр Дестуни! Присланные ко мне, от жителей Одессы, померанцы я получил, и видя, как в присылке сей и в письме, при оной мне доставленном, знаки вашего и всех их усердия, изъявляю через сие вам и всем жителям одесским мое благоволение и благодарность, пребывая к вам благосклонный. Павел". Финансирование возобновилось и Одесса была спасена. В честь этого события, в 2004 году, в городе был установлен памятник Апельсину.

Просидев в Одессе два месяца, я отбыл в Евпаторию. Что можно сказать про "отдых" в Евпатории? Фильм "Будьте моим мужем" с Андреем Мироновым и Еленой Прокловой смотрели? Вот это оно самое. Первая центральная набережная Евпатории, набережная Терешковой, идущая параллельно улице Революции, она же променад, она же пляж. За тот час, что я слонялся на этом променаде, я дважды наблюдал пьяные драки с приездом милиции и скорой.

Вторая центральная набережная Евпатории, набережная Горького, рядом с Парком им.Фрунзе. Тут, в отличие от набережной Терешковой, погламурнее, бетон присыпан песочком, кое-где стоят шезлонги, но эта роскошь стоит денег. Вход от 5 гривен, шезлонг от 20 гривен. Местных, полежать на принесенном с собой полотенце, пускают бесплатно, по предъявлении паспорта.

Странствующих слесарей мало интересуют пляжи, их интересует совсем другое. В Евпатории находился один из ключевых космических объектов бывшего СССР, НИП-16 (Наземный Измерительный Пункт), еще называемый ЦДКС ( Центр Дальней Космической Связи), о котором я упоминал ранее в рассказе "Брошенный меч империи", и я отправился посмотреть, что от него осталось. Вообще, после посещения Сары-Шагана, я думал, что осталось мало чего, однако подъезжая к первой площадке, при беглом осмотре, почти все, что там должно было быть видно, я увидел.

Въезд на Площадку №1. Объект находится в собственности Украины и тут теперь размещается Центр далекого космічного зв'язку. "Мы делаем Украину космической". Какая-никакая охрана на первой площадке есть, хотя накатанные колеи в степи, ведущие к дырам в заборе, говорят о том, что охрана эта чисто номинальная.

Азиамутальный зеркальный телескоп АЗТ-8 с диаметром зеркала 700 мм, фокусным расстоянием 2820 мм и светосилой f/4 (фотографы могут облизнуться).

КОС "Сажень" на базе сдвоенного 500 мм телескопа АЗТ-28, говоря по-простому, лазерный дальномер, позволяющий измерять расстояния до космических аппаратов и определять их орбиты.

Антенная система АДУ-1000, состоящая из 8 зеркал, по 16 метров каждое, приемная антенна "К3" комплекса "Плутон", с дальностью связи 300 млн. километров. "Плутоном" управлялись космические аппараты, запускаемые к Марсу, Венере, была выполнена радиолокация Меркурия, весь советский дальний космос в 60-70 годах XX века.

Антенны системы "Фобос-Кречет" ("Орион"), предназначенные для приема служебного телевидения с борта космического аппарата.

Вездесущая "Ромашка", станция приема телеметрии типа МА-9МКТМ-4.

Вторая АДУ-1000 на площадке №1, приемная антенна "К2" комлекса "Плутон" (в центре), по краям антенны "Сатурна-МС". Многофункциональный комплекс "Сатурн-МС" позволяет в единой радиолинии принимать телеметрию, передавать управляющие команды и осуществлять двухсторонние телевизионные переговоры с экипажем космического аппарата.

ПППСС (приемно-передающий пункт спутниковой связи) "Связник", объединявший НИП-16, через спутники "Молния", в единую сеть с ЦУПом и другими НИПами. Одна антенна отсутствует.

Стоящая отдельно, на площадке №3, антенна П-2500 (РТ-70). Радиотелескоп, но не простой, а имеющий передатчик, и позволяющий обмениваться информацией с космическими аппаратами на дальностях до 10 млрд. километров. С помощью РТ-70 и входящего в его состав комплекса "Квант-Д" можно подать интернет на Марс, причем скорость будет не так уж и плоха, поток в 131 кб\сек, только вот пинг не реальный, от 3 до 22 минут, в зависимости от того, где в момент проведения связи будет находиться Марс относительно Земли. В настоящее время работает только приемная часть, передатчик выведен из работы по причине отсутствия выходных клистронов, запас которых, сделанный в советское время, закончился. Охрана так же чисто номинальна, с тыла забора просто нет, только несколько жиденьких колючих проволок. Такая же "тарелка" есть на территории России в Галенках, возле Уссурийска, на НИП-15.

Самое сильное впечатление производит площадка №2. Подъехав к ней я обнаружил открытые настеж ворота с табличкой "Вызов часового", висящей возле кнопки звонка. Я нажал, ради интереса. Часовой не вызвался.

Внутри висело еще три плаката, "Антенны на сигнализации", "Фотографировать запрещается" и "На нарушителей будут спущены собаки". Вот так выглядит передающая антенна "К1" комплекса "Плутон". Гуляя по территории я услышай лай, и вспомнив плакат про спуск собак подумал, что доигрался. Лай приблизился, и я увидел дворнягу, волочившую за собой порванную цепь. Видимо, пес когда-то охранял "объект", но люди ушли с антенны в глубокий космос, а собаку бросили.

Рядом с передающей АДУ-1000 стоит антенна П-400 (РТ-32), её состояние чуток получше, чем у соседки. Я читал в интернете, что на базе первой площадки, "без особых капитальных вложений", планируется соорудить радиолокатор для защиты Земли от астероидной опасности и еще создавать какие-то трехмерные изображения пространственного профиля плотности плазмы в околосолнечном пространстве. Если это правда, то голактико действительно в опасносте, товарищи!

Вот такая получилась поездочка. Из Евпатории я отплыл на пароме в турецкий город Зонгулдак, но это отдельная история.

Резюме:

Стоит ехать отдыхать на Украину вообще, и в Одессу в частности? Честно говоря, ехать именно отдыхать - не стоит. Почему? Потому что на пляжах грязно, кругом окурки, пьяные рожи, гостиниц нормальных почти нет, а аренда жилья в частном секторе стоит дороже, чем аренда виллы в Турции, при том, что в жилье этом будет куча недостатков технического плана, плюс возможные проблемы с хозяевами и милицией. Договор аренды дома, по законам Украины, нужно оформлять у нотариуса, хозяева на это, как правило, не идут, чтоб не платить налогов, а ответственность за "черный найм" предусмотрена и для арендодателя, и для арендатора. Мы не говорим о съеме малобюджетных сараев, переделанных под семейные общежития, куда ментам заходить не интересно, мы говорим о съеме домика с парой-тройкой спален, кухней с хорошей посудой и посудомоечной машиной, гостиной с плазменной панелью, двумя санузлами, со спутниковым ТВ, интернетом, и прочими удобствами, в 10-15 минутах от моря, что-то типа 3000 у.е. в месяц. В Турции, за 3000 у.е. в месяц, вы поимеете гораздо больше приятностей, причем в разы, и стопудово не поимеете неприятностей. А вот чисто на экскурсию, на несколько дней, в Одессу съездить стоит. Конечно, если вам нравятся Бабель, Ильф, Петров и песня "На Дерибасовской открылася пивная". Если они вам не нравятся - не ездите, кроме остатков романтики, ничего тут хорошего нет.

Вернуться на главную страницу

Записки странствующего слесаря © Все права защищены