Глубинка с приставкой "евро"

Каминья (Caminha) - небольшой городок в северной части Португалии на границе с Испанией, задворки Европы, побережье Атлантического океана. Население - 2500 человек. Ближайший аэропорт в Порту, в 100 километрах. Мы прибыли в Каминью в конце июля и поселились на её окраине, в конце улицы Rua Benemerito Joaquim Rosas у железной дороги, недалеко от станции Senhora da Agonia.

Через Каминью проходит железнодорожная ветка, по которой осуществляется регулярное пригородное пассажирское сообщение между португальским городом Порту (станция Porto Campanha) и испанским городом Виго (станция Vigo Guixar). Поезда ходят по линии каждые два - три часа. Станция Senhora da Agonia.

Рядом со станцией стоит часовня Мучений Пресвятой Богоматери (Capela de Nossa Senhora da Agonia), по имени которой станция и была названа. Часовня была построена в XVIII веке рыбаками, которые считают Богоматерь своей покровительницей, для молитв перед выходом в море.

За часовней спуск на набережную реки Миньо (rio Minha). На фотографии с правой стороны видно поросший лесом песчаный мыс - парк Камаридо (Pinhal do Camarido). Камаридо - популярное место отдыха горожан, в парке устроены кемпинг, стадиончик и детская площадка.

В парке Камаридо, там где река Миньо впадает в Атлантический океан, находится муниципальный пляж Каминьи (Praia do Camarido), который состоит из двух частей: речной и океанской. Речная часть менее ветренная и соленая, вода тут более спокойная, и большинство людей предпочитает купаться именно в речной части. У подножья горы за рекой видно поселок Кампосанкос (Camposancos) - это уже Испания.

Если перевалить через мыс, пройдя двести метров, можно попасть на океанскую часть пляжа. Океанская часть популярностью не пользуется, кроме редких романтических парочек, приходящих сюда встречать закат, и дежурной смены скучающих спасателей, тут редко кого встретишь. Пляж Каминьи имеет Голубой флаг.

Осмотревшись, на следующий день мы отправились на местный рынок (Mercado municipal), закупиться продуктами и поглядеть, что почём. Картошка - 0,50 евро за килограмм, яблоки от 0,80 до 1,30 евро, помидоры и персики - 1,50 евро, груши - 1,60 евро. Цены не самые низкие, но продавцы объясняют это тем, что большинство их товара выращено местными фермерами без применения какой-либо химии.

В стародавние времена Каминья была рыбацкой деревней и рыболовство, как профессия, сохранилось в городке до настоящего времени. В рыбном ряду на рынке лежит свежая рыба местного улова: похожие на крупных окуней рыбки стоят 3 евро за кило, кефаль - 6 евро. Длинная змееподобная рыба по 5 евро/кг, лежащая в правом верхнем углу прилавка, несмотря на свой аппетитный вид оказалась полной дрянью, по вкусу похожей на пресную костлявую резину.

Кроме овощей-фруктов и свежей рыбы, больше на рынке ничем не торгуют, за остальным отправились в местный супермаркет. Курица стоит 2 евро за килограмм, свинина - 3,60 евро, говядина - 8 евро. Фирменный португальский продукт - солёная вяленая треска "бакалау", стоит от 6 до 9 евро за килограмм, в зависимости от размеров рыбины. По статистике, средний португалец съедает 16 килограммов трески в год.

Цены на вина начинаются от 1 евро за бутылку, но главный напиток Португалии это, конечно же, портвейн, средняя цена его от 4 до 10 евро. Портвейна тут производится множество сортов: красный, белый, розовый, на любой вкус, десятки марок. Знаменитые русские бренды "777" - "Три топора" или "Агдам" в Португалии не известны. Подозреваю, что португалец придет в совершеннейший ужас, если ему дать попробовать такой "портвейн".

Символ Каминьи - Часовая башня (Torre do Relogio). Башня была построена в XII веке как часть городских укреплений, а в XVII веке на ней были установлены часы. Башня стоит на площади Советника Сильвы Торреса (Praca do Conselheiro Silva Torres), являющейся центральной площадью города. Франциско Мария де Сильва Торрес родился в 1812 году в Каминье, позже переехал работать в Индию, по возвращении жил в Лиссабоне, но при этом он всегда помнил о своей родине. После смерти в 1891 году Сильва Торрес оставил по завещанию большую часть своего состояния муниципалитету Каминьи на учреждение приюта для сирот и подкидышей. За 2 евро на башню можно подняться, вход справа через туристический информационный центр.

За Часовой башней начинается улица Rua Direita, в переводе с португальского что-то типа Прямой Дороги или Верного Пути. Rua Direita является центральной улицей исторического квартала Каминьи, на ней расположена Мэрия, множество ресторанчиков и кафе. В дневное время многолюдной её назвать трудно, днём все португальцы работают, а отдыхать начинают поздним вечером, народ появляется в центре после 21 - 22 часов.

В конце Прямой Дороги стоит церковь Успения Пресвятой Богоматери (Igreja Matriz de Nossa Senhora da Assuncao), одна из самых больших в северной части Португалии. Строительство велось с 1488 по 1556 годы под руководством нескольких поочерёдно сменяющих друг-друга архитекторов, что привело к смешению архитектурных стилей и несколько путанной планировке.

Церковь Успения Пресвятой Богоматери в Каминье имеет статус памятника архитектурного наследия Португалии и в 2008 году была произведена её комплексная реставрация. В церкви имеется орган и современная звукоусилительная система. Деревянный потолок считается одним из лучших произведений столярного искусства в стране.

В середине июля в Каминье прошла очередная Средневековая ярмарка (Feira Medieval de Caminha). Мероприятие имеет статус ежегодного и регулярно проводится с 2004 года, являясь одним из крупнейших культурных событий региона, на которое приезжает множество туристов и которое превращает тихую провинциальную Каминью в гудящий улей.

Весь центр Каминьи становится пешеходной зоной, где разворачиваются тематические торговые ряды и при участии добровольцев из местных жителей и гостей фестиваля воссоздается атмосфера торговых площадей средневековья. Люди переодеваются в старинные костюмы и согласно со своими умениями и способностями играют ту или иную роль.

Много внимания уделяется португальскому фольклору, множество самодеятельных коллективов представляют различные направления народной песни и танца. Несмотря на то, что большинство участников любители, уровень исполнения весьма неплохой.

Привлекаются и профессионалы. Присутствовал оплачиваемый муниципалитетом передвижной рыцарский театр, днём добавлявший суеты и драйва на улицах, устраивая по ним конные дефиле, а по вечерам дававший на специальной площадке представления, изображающие жизнь рыцарского лагеря.

В округе при государственной поддержке действует несколько театральных коллективов, актеры которых не остаются в стороне и во всю выступают на фестивале. Исполняется моноспектакль про пьяную бабу, стоящую на перекрестке и не соображающую, куда же ей идти. Народу нравится, все смеются и аплодируют.

Средневековая ярмарка в Каминье - тема №1 в местных СМИ. Всё время с места проведения фестиваля делает прямые включения радиостанция "Радио Каминья", развернувшая свою передвижную студию в самой гуще событий, у Часовой башни.

Ведущая берет интервью у участников фестиваля на тему "Как вы дошли до жизни такой?". За десять дней ярмарки на радио побывали все заметные личности, очередь на интервью иссякла только в последний день, все кто хотел и мог получили возможность рассказать о себе и своем персонаже слушателям.

В конце июля дела призвали нас в горное селение Amonde, представляющее собой еврокишлак, лежащий в горах в 15 километрах по серпантину от Каминьи. Население Amonde растит виноград, кукурузу и пасет баранов. Мы были предупреждены, что магазинов в посёлке нет, и заранее затарились продуктами на всё время пребывания.

Жизнь в Amonde течет неторопливо и без суеты, достопримечательностей не много. Духовный центр - приходская церковь с кладбищем при ней, в светлое время суток отбивающая электронным колокольным звоном каждые час и полчаса. Крест церкви оформлен зелёным неоном и ночью на фоне черных гор ярко и таинственно светится.

Рядом с приходской церковью, у дороги, находится светский культурный центр - стадион, кафе и клуб. На стадионе проводятся футбольные первенства между окрестными деревнями, в клубе по праздникам пляшут под аккордеон, а в кафе очень умеренно выпивают. Однажды шумная компания лесорубов и трактористов за весь вечер употребила целую бутылку виски на 9 человек и около 30 чашек кофе, это была крупнейшая пьянка в Amonde, которую мы наблюдали. На клубе стоит установленная муниципалитетом Wi-Fi точка доступа, через которую вся деревня имеет бесплатный доступ в интернет.

Через неделю вернулись в Каминью. Справа от Часовой башни, в начале Rua S. Joao, стоит церковь Милосердия (Igreja da Misericordia de Caminha). В 1516 году в Каминье было учреждено Братство Святого Дома Милосердия, под патронажем которого в 1551 году началось строительство церкви и больницы при ней. Здание неоднократно перестраивалось, расширялось, и до наших дней в первозданном виде дошла только фасадная стена.

Церковь известна своим богатым внутренним убранством и статуей святой Риты (Santa Rita de Cassia). Святая Рита родилась в 1381 году в Кашии, и с рождения с ней происходили различные чудеса. Рита хотела посвятить свою жизнь Христу, но родители выдали её замуж, и она родила в браке двух сыновей. Когда дети стали взрослыми, её муж был убит. Понимая, что её сыновья будут втянуты в вендетту, она начала молиться Богу с просьбой не допустить этого и не дать им погубить свои души, и Господь внял её молитвам - послал её детям болезнь и забрал их к Себе, не дав им запятнать свои руки кровью. После этого Рита попробовала уйти в монастырь, но её не приняли, и только очередное чудо помогло ей стать монахиней - она вошла в монастырь сквозь запертые двери, поддерживаемая святым Августином. В монастыре с ней до самой смерти в 1457 году продолжали происходить чудеса, и после смерти сразу началось её почитание среди народа. Официальная беатификация Риты состоялась в 1627 году, а канонизация в 1900 году.

В первой половине августа в честь святой Риты, которая является покровительницей Каминьи, проходит феста - Festas em honra de Santa Rita de Cassia. Главное и самое яркое событие фесты - крестный ход, статую святой Риты выносят из церкви и в торжественной процессии проносят по городским улицам.

В процессии так же участвуют статуи других святых и жители в костюмах, представляющие сценки на религиозную тематику. Глава семьи "Иисус" несёт свой крест. Рядом идет его жена "Богоматерь" с семью кинжалами - скорбями в сердце. Сзади шагают дети, "Пилат" с палочкой и "римские легионеры" в шлемах, которые должны своего папу распять. Крест, сделанный из доски "сороковки", оказался реально тяжёл, в конце шествия "Богоматерь" и "Пилат" помогали "Иисусу" нести крест за конец.

Другая семья изображает детство Иисуса. Папа "плотник" шагает с лучковой пилой на плече, а "Богоматерь" несёт прялку и веретено, в это время они еще ничего не знают о великом предназначении и горькой участи своего сына. Наряжаться в Христа и святых никто из португальцев богохульством не считает.

В процессии участвуют настоящие девушки с вёслами - спортсменки спортклуба Каминьи по академической гребле. Соседство статуи святой Риты с улыбающимися голоногими красавицами никак не будоражит общественность и католическое духовенство совершенно не возражает.

Прокатились в райцентр - Виана-ду-Каштелу. В связи с тем, что на нашем полустанке останавливаются не все поезда, ехать решили с главной станции Каминьи. Португальская железная дорога не далеко ушла от российской, расписанию верить совершенно нельзя, в 90% случаев поезд опоздает, причем неизвестно, опоздает он на одну минуту или на пару часов. Касс на обоих станциях Каминьи нет - билеты продает в поезде кондуктор-контролёр. Стоимость проезда Каминья - Виана-ду-Каштелу в один конец - 2,70 евро, ехать - менее получаса.

Вокзал Виана-ду-Каштелу (Viana do Castelo). По его размерам сразу видно, что это действительно райцентр, имеется несколько залов ожидания и даже буфет. Перед вокзалом стоит открытый в 2000 году монумент местному фольклору (Monumento ao Folclore Vianense): парень и девушка в национальных костюмах, танцующие что-то типа русской кадрили.

Главная достопримечательность Виана-ду-Каштелу - базилика Пресвятого Сердца Иисуса, стоящая на горе Санта-Лючия (Basilica de Santa Luzia). К базилике можно подняться на построенном в 1923 году фуникулере, нижняя станция которого расположена в двустах метрах от вокзала, возле центрального госпиталя. Фуникулер без серьезного ремонта проработал 77 лет, в 2001 году вышел из строя, и до 2005 года был заброшен. В 2005 году нашелся инвестор, который капитально отремонтировал фуникулер и в 2007 году вновь открыл его для публики. Стомость проезда туда-обратно - 3 евро. Базилику видно в левом верхнем углу фотографии.

Базилика была заложена в 1903 году, открыта для богослужений в 1926 году и окончательно достраивалась вплоть до 1943 года. Полное освящение базилики было проведено в 1956 году архиепископом города Брага (Braga). Звонница базилики имеет 26 колоколов.

Вид внутри. На фресках изображены стояния Крестного пути и Вознесение Христа.

Слева от главного входа в базилику имеется лифт, на котором за 1 евро можно подняться на смотровую площадку под самый купол, откуда открывается панорама Виана-ду-Каштелу. Хорошо видно двухярусный автомобильно-железнодорожный мост Эйфеля, построенный в 1878 году через реку Лима вместо деревянного моста, и имеющий длину 562 метра. Башню Гюстав Эйфель спроектировал всего одну, а вот мостов - и не сосчитать. За более чем 100 лет эксплуатации мост только один раз подвергался ремонту, в 2006 - 2007 годах.

Устье реки Лима, Атлантический океан и пляж Praia do Cabedelo, устроенный на месте, откуда в 70-ых годах прошлого века при строительстве морского порта брали песок.

В середине августа в Виана-ду-Каштелу проводится феста в честь Мучений Пресвятой Богоматери - Festas de Nossa Senhora D'Agonia. Основные мероприятия проходят на центральной улице Av. dos Combatentes da Grande Guerra, ведущей от вокзала к набережной, вдоль которой устанавливаются трибуны. Открывается феста крестным ходом и сопровождающей его костюмированной процессией. В первых рядах идёт эталон португалки, отобранный специальным жюри, девушка с обложек всех событийных буклетов и изданий региона - лицо Виана-ду-Каштелу.

Оригинальный перфоманс "Члены Синедриона ведут Христа к Пилату утверждать смертный приговор".

Среди участников попадаются афропортугальцы, которым публика хлопает особенно оживленно. Нужно отметить, что среди христианских святых присутствует самый настоящий негр - святой Маврикий, легат Фиванского легиона, состоявшего из христиан, и казненного в полном составе вместе со своим командиром по приказу римского императора Максимиана за ослушание и отступничество. По преданиям, святой Маврикий был одним из владельцев Копья Судьбы.

После крестного хода идет главное мероприятие - "исторический кортеж", по сути - карнавальное шествие. Вход на трибуны - по билетам, которые необходимо приобретать заранее, цена - 10 евро. Открывают его идущие под бой барабанов громадные фигуры с непропорциональной телу головой, сделанные из папье-маше, высотой около четырех метров, которые называются "гигантоны" (gigantone), одна из традиций больших португальских фест.

Далее по улице едут карнавальные платформы, которые тянут трактора. На одной из них стоит лодка с названием "Monsenhor Daniel Machado". Сценка поставлена в честь священника Даниэля Мачадо, проживавшего в Виана-ду-Каштелу от рождения в 1912 году и до смерти в 1978 году. Даниэль Мачадо был ревностным католиком и дослужился до должности Генерального викария епархии Виана-ду-Коштелу. В связи с тем, что Богоматерь является покровительницей местных рыбаков, ими в Её честь проводятся не только сухопутные крестные ходы, но и морские - на лодках. Даниэль Мачадо изображен на лодке, возглавляющим морской крестный ход. В настоящее время его именем названа одна из улиц города.

По размаху августовская феста в Виана-ду-Каштелу одна из самых больших в регионе. В "историческом кортеже" в 2012 году участвовало 96 карнавальных платформ и несколько тысяч жителей в качестве актеров. По одной из оценок фесту посетили 250 000 туристов.

Достопримечательность с техническим уклоном - плавучая больница "GIL EANNES". Судно было построено в Виана-ду-Каштелу в 1955 году и несколько десятилетий сопровождало португальские рыболовецкие флотилии, ведущие промысел трески у берегов Ньюфаундленда и Гренландии. В конце XX века судно было списано, брошено и гнило на верфях в Лиссабоне, но в 1998 году оно было выкуплено по цене металлолома за 250 000 евро специально созданным фондом, пригнано в Виана-ду-Каштелу, восстановлено, и в качестве музея открыто для посещения публики. Вход - 2 евро.

Мостик судна - ходовая рубка. Слева - машинный телеграф. Перед штурвалом на деревянной тумбе установлен магнитный компас. Зелёный и красный металлические шары по бокам нактоуза - часть системы для компенсации и уничтожения девиации, без которой магнитные компаса на построенных из металла судах врут. Рядом стоит репитер гирокомпаса. Бледнозелёный ящик рядом с рупором в правой части фотографии - радиофаксимильный аппарат для приёма карт погоды и прочей навигационной информации.

Радиорубка. Всё сурово, никаких наушников и микрофонов, только динамик, телеграфный ключ "клоподав" и пишущая машинка. Принятую азбукой Морзе радиограмму радист печатал на машинке и нёс капитану. Интересны фидеры и антенный коммутатор: никаких коаксиальных кабелей и реле, голая медная проволока на подставных изоляторах и рубильники-перекидушки. Сколько ВЧ мощности поджаривало радиста и сколько излучалось антеннами в эфир - никто не считал.

"GIL EANNES" постоянно на связи по сей день. В одной из кают находится штаб-квартира местного радиоклуба (Sede de Associacao de Radioamadores da Alto Minho) и коллективная радиостанция, работающая позывными CQ7GIL, CQ0GIL и CS1AAM. Основное рабочее место - трансивер Kenwood TS-870 с киловаттным усилителем мощности COLLINS 30L-1.

На судне есть все, что положено иметь полноценной больнице, включая рентгеновский кабинет и операционный блок с аппаратами для ингаляционного наркоза и искусственной вентиляции легких.

Из лечебного отделения в палаты больные перевозятся в каталках на специальном лифте. Палаты расчитаны на двух человек, каждая имеет собственный санузел с ванной.

Машинное отделение. Судно имеет 5 электрогенераторных установок суммарной мощностью 512 кВт и два главных двигателя, каждый по 1400 л.с. при 300 об/мин. Номинальная скорость хода - 12,5 узлов (23 км/ч).

В первые выходные сентября в городке Ланьелас (Lanhelas), который расположен в пяти километрах от Каминьи вверх по течению реки Миньо, проходит Праздник камбалы - Festa das Solhas. Хотя праздник и декларируется как гастрономический, но по сути он является религиозной фестой. Центр празднования - небольшой скверик возле стадиона на Rua Joao da Costa e Silva. В скверике находится кафе и часовня со статуей святой Риты, кусочек биографии которой был рассказан ранее, и статуей Senhor da Saude, изображающей Христа как Бога Жизни - источника здоровья и исцелителя.

Подготовка к крестному ходу. Статуи святых из соседних часовен и церквей устанавливаются на носилки и украшаются цветами. Работы проводятся силами рядовых местных жителей, духовенство не участвует. Создается впечатление, что роль священника как командира и поводыря у католиков не практикуется. Люди верят сами собой, а духовные особы им просто помогают в случае надобности.

Основное событие Праздника камбалы - групповое поедание камбалы. Удивительно, но в кафе, где эта самая камбала и продается, не оказалось чая. Вместо чая на запивку предлагается вино и пиво, как супер исключение - черный кофе. Вино на португальских фестах льётся рекой, "Сангрия" на них самый дешёвый напиток, дешевле колы, и иногда даже дешевле воды.

Главные блюда Праздника камбалы: жареная камбала, в большой тарелке - 5,00 евро, солёно-копчёная камбала с чесноком, в маленькой тарелке - 2,50 евро.

Городок Анкора (Vila Praia de Ancora), лежащий вдоль побережья Атлантического океана в восьми километрах от Каминьи, - локальный аналог Ниццы. В Анкоре находятся лучший в округе променад и пляж, куда приезжает множество людей с соседних городков и посёлков.

Пляж Анкоры очень ухоженный и имеет самую разнообразную инфраструктуру: кафе, аренду тентов, души для смывания соли, спасательный пост, серфинговую школу и туристический информационный центр.

Часть пляжа попадает в устье речки-переплюйки, которая берет свое начало где-то в горах и пока дотечёт до океана успевает основательно прогреться, в ней можно с приятностью плескаться, даже если сам океан прохладен.

Номинальный центр города - площадь Республики (Praca da Republica). Возле площади расположены ж/д стандия Ancora Praia и стоянка такси. На площади находятся памятник португальскому контр-адмиралу Рамосу Перейре (Contra Almirante Ramos Pereira), который родился в Анкоре, и церковь Богоматери Спокойного Моря (Capela de Nossa Senhora da Bonanca).

Анкорa (anchor, анкер) переводится как "якорь", и рыболовно - морская тематика нашла свое отражение не только в названии, но и в оформлении интерьера церкви, на её своде можно наблюдать симбиоз якоря и креста в лучах света, исходящего от пламенеющего сердца.

Во вторые выходные сентября в честь Богоматери в Анкоре проводится феста - Festas de Nossa Senhora da Bonanca. В предшествующий вторым выходным четверг в Анкору из старого форта Insua, который стоит в океане между Каминьей и Моледо (Moledo) на маленьком острове 200х200 метров в полукилометре от берега, прибывает высокая гостья - статуя Богоматери, называемая по имени форта Senhora da Insua.

Около 15:00 статую привозят на украшенной лодке в порт Анкоры, где происходит её торжественная встреча. Со специально устанавливаемой трибуны читается проповедь и после этого прибывшую статую Богоматери в сопровождении барабанщиков торжественно несут в церковь на площади Республики, там Senhora da Insua стоит на почетном месте среди остальных статуй святых, принесённых из местных церквей и часовен, и ожидает начала главной процессии фесты.

В субботу после полудня проходит фольклорная процессия, представляющая различные искусства и ремесла района. Начинается процессия с пересечения улиц Rua Miguel Bombarda и Av. Pontault - Combault. На анкорской фесте можно увидеть португалок, не только танцующими или гуляющими в праздничных национальных одеждах, но и в рабочей форме - за рулем трактора.

Самая могучая декорация фесты была у горного селения Amonde, в котором нам уже довелось побывать ранее, их передвижная церковь еле пролезала в узкие улицы Анкоры. Удивительно, но эта деревня, в которой нет даже продуктового магазинчика, выглядела среди всех остальных наиболее солидно.

Жители Orbacem демонстрируют старинный процесс производства ткани: из волокон чёсаного льна, которые так популярны у русских сантехников, прядут пряжу, и из пряжи ткут полотно.

Золотой голос анкорской фесты - неизвестная девчонка на машине без таблички два часа подряд пела по кругу одну и ту же песню. Так же эта группа получает от меня виртуальную награду "За хороший звук", потому что единственная во всей процессии использовала нормальную звукоусилительную аппаратуру, а не противные писклявые рупоры типа "колокольчик" от систем оповещения, как все прочие участники.

Замыкают процессию частные лица, которые приехали не от кого-то, а просто себя показать и на других посмотреть. Самый трогательный перфоманс - "семья портных", с мамой швеёй, старшей дочерью на глажке и маленькими босоногоими девочками в роли подмастерьев.

В воскресенье во второй половине дня проводится религиозная процессия и крестный ход. Начало - площадь Республики. На идущей вдоль пляжа Av. Dr. Ramos Pereira, названой именем знаменитого врача и политика, который приходится отцом не менее знаменитому контр - адмиралу, все статуи выстраивают в ряд и поворачивают лицом к морю, после чего читается проповедь.

Главная статуя процессии - Nossa Senhora da Bonanca. Богоматерь Спокойного Моря в одной руке держит маленького Иисуса, а другой рукой бережно прижимает к себе кораблик.

Видное место в процессии отводится местным пожарным. Участвуют и пожарный оркестр, и пожарные добровольцы, и непосредственно действующие пожарные, заступающие на дежурство в караулы, которые несут статую святого Марцала.

Святой Марцал - покровитель и защитник пожарных (Sao Marcal - Padroeiro e Protector dos Bombeiros), за пределами Португалии известен в католическом мире как Saint Martial de Limoges, в православном мире как Марциал Лиможский. Согласно легендам, среди прочих чудес, именно он в III веке н.э. не дал огню полностью уничтожить город Бордо и в 1413 году спас от полного выгорания Папский дворец в Авиньоне.

Испанский город Виго (Vigo) находится на растоянии 50 км от Каминьи. Виго - самый большой город Галисии (Galicia), под 300 000 жителей. Центр города - пешеходная улица Rua do Principe. В начале улицы стоит здание Художественного музея и памятник Мануэлю Кастро (Manuel Castro), распространителю газеты "Маяк Виго", который много лет на этом месте торговал прессой и лотерейными билетами.

Rua do Principe выходит к площади Porta do Sol, на которой установлена скульптура "El Sireno" работы Франциско Лейро (Francisco Leiro). Сразу после установки изваяние стало предметом жарких дискуссий, а не надо ли немедленно снести сию странную абстракцию, но за 20 лет горожане к скульптуре привыкли и даже стали называть ее неофициальным символом города.

Согласно мифологии, сирена - это морская русалка, по виду - прекрасная птице-рыба-женщина, обладает сильным чарующим голосом, и мужчин у них в популяции не предусмотрено. Возлежащий на высоких столбах "Сирен" - это единственная сирена мужского пола.

За площадью Porta do Sol начинается старый рыбацкий квартал Casco Viejo. Хотя весь Виго стоит на холмах и горизонтальных улиц в нем не встретишь, проходы старого города особенно круты и имеют серьезный уклон в сторону моря.

Частично старый квартал еще жилой.

Но большей частью разваливается, и если заглянуть за фасадные стены зданий, можно увидеть целые системы подпорок.

Оживление заметно только на первой от моря линии домов, там функционируют несколько кафе и ресторанчиков.

Старый рыбный рынок Mercado del Berbes полузаброшен. На первом этаже устроена автостоянка, в высотной части сделаны какие-то второсортные офисы. С 2005 года мэрия Виго как-то пытается вдохнуть жизнь в это здание, но пока результаты не очень впечатляют.

На первом этаже кое-как теплится торговля, если прийти рано с утра, по слухам, можно что-то купить из свежей рыбы, а после полудня прилавки уже пустые. Помимо рыбы торгуют овощами и мясом, все остальные этажи заброшены.

Самое проходное место старого города - это кусок улицы Calle de Teofilo Llorente, называемый Las Ostras (Устрицы). В специальном загончике под стеклянной крышей сгруппировались несколько ресторанчиков, предлагающих посетителям всяких морских гадов и не гадов. Самое дорогое в меню - морские пальцы percebec по 22 евро за 250 грамм. Самое дешевое - сардины по 1,5 евро за рыбку.

Перед каждым заведением установлен гранитный стол, на котором вам артистично наковыряют и подадут на тарелке свежих устриц. Тарелка моллюсков almejas стоит 10 евро.

С устричной улицы можно выйти в общедоступную часть порта и увидеть еще одну работу Франциско Лейро, которую жители Виго называют "Пловец" (Nadador), а сам скультор не называет никак. Всего в Виго установлено два пловца работы этого скульптора: плывущий кролем на Plaza da Estrela, и прыгающий в бассейн - в порту. Портовый пловец самый оригинальный и напоминает творчество русского художника Гаврилы Лубнина.

Из порта Виго осуществляется местное пассажирское паромное сообщение с соседним городом Кангас (Cangas) и островами Сиес (Islas Cies), территория которых является заповедником. Касса паромов находится у скульптуры пловца, в непонятном сооружении, похожем на трибуны или пункт управления. Билет на Сиес и обратно стоит 16 евро. На островах оборудованы пляжи, кемпинг и проложено четыре пешеходных тропы. Основной маршрут идет на маяк Monte Faro, имеет длину 3,5 километра и перепад высот 175 метров. Маршрут умеренно тяжелый и покоряется не каждому, заключительный отрезок суров особенно.

Наверху сплошная автоматика и кибернетика, людей нет, стоит оборудование и солнечные панели, прямой намек на полную экологичность. Осмотрев маяк, я очень усомнился в том, что стоящая на горе куча аппаратуры может питаться от этих панелей, и спускаясь произвёл некоторые поиски. В результате тщательного осмотра местности, примерно в километре от маяка, там, докуда дорога еще проходима для автотранспорта, был обнаружен стоящий в лесочке домик с тарахтящими дизелями. Маяк Monte Faro работает, высота огня над уровнем моря 185 метров, видимость сигналов - 22 морские мили (41 километр).

Рядом с маяком смонтирована РЛС Terma Scanter 2001, частота: X-band (9 ГГц с копейками), мощность: 25 киловатт в импульсе. РЛС полностью автономна и связана с Центром управления движением судов по радиорелейной линии. Помнится, у нас что-то похожее под названием АРЛСК (автоматический радиолокационно - связной комплекс) изобретал НИТЕЛ. Рядом с антенной РЛС стоит сборка из тепловизора и лазерного дальномера.

С высоты могучего маяка Monte Faro можно посмотреть на стоящий далеко внизу маленький маяк Faro da Porta, на который идут слабосильные, маршрут до него составляет всего 2,6 километра и высоко в гору не уходит. Для желающих посетить сразу оба маяка между ними имеется козья тропа, но идти по ней нужно очень аккуратно.

В Виго есть Морской музей (Museo do Mar de Galicia), доехать можно на рейсовом автобусе маршрута C15B от торгового комлекса A Laxe возле морвокзала. Стоимость проезда на автобусах в Виго 1,24 евро за одну поездку, вход в музей - 3 евро, ехать лучше с утра, до часа дня, потом музей может быть закрыт. Изюминка музея - действующий горизонтально-базный дальномер. Горизонтально-базные дальномеры в музеях морской тематики встречаются часто, но исправный и готовый к работе экземпляр мне попался первый раз. Если вам в спину не будет дышать навязчивый экскурсовод, вы сможете сами подойти и пробить дистанцию до какого-нибудь видимого в окно объекта, как настоящий штурман или артеллерийский наводчик. Вид на дальномер спереди: по краям трубы мы видим объективы, под белыми матерчатыми чехлами - пружинные виброизолирующие вставки.

На трубе, за находящейся на фото слева виброизолирующей вставкой, прячется рифлёная ось-крутилка, если встать за дальномер сзади, то она окажется у оператора под правой рукой.

Встаем за дальномер сзади и видим в центре трубы выемку для носа и три окуляра: один слева от выемки, и два справа. Над верхними окулярами движки "Резкость". Зажмурив левый глаз и смотря в правый нижний окуляр, наводим дальномер на цель, так чтоб она оказалась в центре визира. Переводим взгляд в правый верхний окуляр и наблюдаем там два разнесённых изображения цели: сверху и снизу от центральной горизонтальной линии. Вращая правой рукой ось-крутилку совмещаем изображения цели, так чтоб они оказались точно напротив друг-друга. После этого зажмуриваем правый глаз, открываем левый и смотрим им в окуляр слева от выемки для носа. На видимой в левый окуляр шкале будет отображаться расстояние до цели.

Улетали через Лиссабон, столицу Португалии, быстренько пробежались по основным достопримечательностям. Триумфальная арка (Arco da Rua Augusta) на Торговой площади (Praca do Comercio) - парадный вход в исторический центр города. За аркой начинается пешеходная зона с магазинами и ресторанами, которая выходит на площадь Россио (Rossio).

В конце улицы Rua de Santa Justa, пересекающей Rua Augusta, стоит оригинальная металлическая башня, которая является лифтовым подъемником (Elevador de Santa Justa), сооруженным в 1902 году. Подъемник связывает улицу Rua de Santa Justa с улицей Rua do Carmo и является не туристическим аттракционом, а полноценным городским общественным транспортным средством, на него действительны те же "магнитные" билеты, что и на метро, трамваи и автобусы. Разовый билет стоит 5 евро.

Вид с верхней станции подъемника Санта-Жушта на площадь Россио. В центре установлен памятник императору Бразилии и королю Португалии Педро IV, здание с колоннадой по центру - Национальный театр имени королевы Марии II, которая является дочерью Педро IV.

Вид с подъемника на улицу Rua de Santa Justa и исторический центр Лиссабона - район Байша (Baixa Pombalina). На холме на заднем плане видно замок Святого Георгия (Castelo de Sao Jorge), заложенный римлянами в II веке до нашей эры, и считающийся первым градообразующим укреплением на этом месте.

Достопримечательность Лиссабона номер один - статуя Христа-Царя (Cristo Rei), аналогичная статуе Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро. Монумент установлен на противоположном берегу реки Тежу на скале, имеющей высоту над уровнем моря 113 метров. Высота постамента, на котором стоит статуя - 82 метра. Высота фигуры Христа - 28 метров. Монумент возведен на народные пожертвования в благодарность Богу за то, что Вторая Мировая война обошла Португалию стороной.

Строительство началось в 1949 году и продолжалось 10 лет. Открытие статуи Христа-Царя состоялось 15 мая 1959 года, в День Святой Троицы. На открытии присутствовали 300 тысяч человек, при том что население всего Лиссабона в 1959 году составляло 800 тысяч жителей.

Наверху постамента, у подножия статуи Христа, имеется смотровая площадка, подняться на которую можно на специальном лифте, заплатив 5 евро. С площадки открывается панорамный вид на Лиссабон и грандиозный мост имени 25 Апреля. До 1974 года мост носил имя премьер-министра Антониу Салазара, стоявшего у руля страны с 1932 по 1968 годы, и сочувствовавшего фашизму, хотя при этом всегда избегавшего прямых отношений с нацистской Германией. 25 апреля 1974 года в Португалии произошла бескровная "Революция гвоздик", установившая либерально-демократический режим, и мост был переименован.

Много интересного есть на набережной района Белен (Belem). Памятник первооткрывателям (Padrao dos Descobrimentos) в виде стилизованной каравеллы, вдоль бортов которой установлены изваяния великих португальских мореплавателей. Из широко известных россиянам персон можно обнаружить Васко да Гаму, первооткрывателя морского пути из Европы в Индию, и Фердинанда Магеллана, который первым совершил кругосветное путешествие.

Беленская башня (Torre de Belem), так же известная как Вифлеемская башня и Башня святого Винсента. Башня построена в начале XVI века, и по началу являлась частью фортификационных сооружений для защиты входа в порт Лиссабона. Позже башня успела побывать тюрьмой, таможней и маяком.

Рядом с башней установлен её макет. Комплекс состоит из бастиона, за стенами которого размещались пушки, и четырехэтажной башенной надстройки с террасой на крыше.

В двухстах метрах от Беленской башни недавно открыт памятник португальским солдатам, погибшим в вооруженных столкновениях за рубежом (Monumento Nacional aos Combatentes do Ultramar). Хотя в XX веке Португалия максимально сохраняла нейтралитет и в Первую, и во Вторую Мировые войны, но при этом её армия активно участвовала в войнах на территории своих бывших колоний в Мозамбике, Анголе и Гвинее-Бисау. В центре монумента горит вечный огонь, перед фасадом стоит Почетный караул.

Музей карет (Museu Nacional dos Coches), угол улиц Rua Belem и Calcada Ajuda, вход - 5 евро. Музей размещен в Королевском конном манеже, где члены королевской семьи обучались верховой езде. В 1905 году манеж был преобразован в музей. В главном зале музея выставлены кареты королей и знати с XVII по XVIII век, а в окружающих главный зал галереях представлены экспонаты поскромнее, типа бричек португальских помещиков и извозчичьих колясок.

Собрание конных транспортных средств лиссабонского музея является самым полным в мире, а сам музей карет считается самым посещаемым музеем Лиссабона. Посмотреть на "Мерседесы" и "Майбахи" прошлого очень интересно и познавательно.

Музей связи (Museu das Comunicacoes) находится на пересечении Rua Instituto Industrial и Rua Dom Luis I. Музей содержится специальным фондом, в который дают деньги государство, почта Португалии и Portugal Telecom, за вход берут символические 2,50 евро. В экспозиции очень подробно представлена техника связи от XVI века до наших дней, выставлено множество редких экспонатов в состоянии прекрасной сохранности и полной работоспособности. Стрелочный телеграфный аппарат (Alphabet Dial Telegraphs), изготовленный известной часовой фирмой Breguet в 1860 году. То что в деле замешаны часовщики, однозначно намекает на способ кодирования информации: в этой системе телеграфирования буква определяется временем, в течение которого в линию подается ток, например, буква "А" - ток включен 1 секунду, буква "Б" - 2 секунды, буква "В" - 3 секунды.

Телеграфный аппарат Хьюза (Hughes Telegraph system), произведенный в 1885 году, в котором для передачи информации применяется фортепианная клавиатура, и формирование пачки импульсов, определяющих букву алфавита, происходит автоматически, при нажатии на соответствующую букве клавишу. Аппарат системы Хьюза является прообразом клавиатурных датчиков кода Морзе, которые применяются и в наше время.

В одном из залов выставлены автоматические телефонные станции второй половины XX века. Декадно-шаговая и координатная АТС представлены в полном комплекте и на 100% работоспособны. Возле каждой стоят включенные в станцию телефонные аппараты, можно позвонить с одного на другой и посмотреть, как происходит соединение, стрекочат шаговые искатели, щелкают рели и мигают лампочки.

В музее даже можно узнать, откуда в трубке берутся так называемые "гудки". На фото генератор зуммерных сигналов декадно-шаговой АТС, представляющий собой электромашинный преобразователь, дополненый редуктором с кулачковыми группами для формирования прерывистых сигналов. Вот такими штуками вырабатываются сигналы "ответ станции - просто гудок", "контроль посылки вызова - длинные гудки" и "занято - короткие гудки". На современных АТС ничего подобного конечно же уже нет, там все делает электроника.

Большого внимания заслуживает лиссабонский трамвай. Большинство линий - узкоколейки 900 мм, основа парка - это вагоны пришедшие из 50-ых годов прошлого века, хотя встречаются и новенькие Сименсы. Кое в чём старые трамваи модернизированы, в частности на них в дополнение к штатным водрузили современные токоприемники, но в целом трамвай за полвека не изменился.

Билеты продает водитель, цена за разовую поездку - 2,85 евро, мягко говоря - дороговато. Если ехать вдвоём, то получается почти как на такси, а втроём - так такси может оказаться и дешевле. Проехаться на трамвае нужно обязательно, удовольствие гарантировано, но держаться внутри нужно очень крепко, старые трамваи скачут по улицам, как блохи. Интерьер лиссабонского трамвая - дерево, лак, никель.

Резюме:

Португало-испанская глубинка мне неожиданно понравилась. Есть, конечно, некоторые провинциальные косяки, типа того, что все магазины с 12:00 до 15:00 закрываются на сиесту и в середине дня проблема даже хлеба купить, но зато тихо и совершенно не нужна машина, так как в любую часть города можно дойти пешком максимум за полчаса. Пару раз в день вышел в город - километров 5 нагулял на свежем воздухе, что очень пользительно сказывается на здоровье. Если происходит какое-то событие типа фесты, то участвуешь в нём на все 100%, от и до. Но при выборе места для длительного поселения все же лучше выбрать городок, в котором есть хотя бы один супермаркет, а то ездить за таблетками для посудомойки в райцентр слегка напрягает. Так же, при отсутствии машины, очень полезно наличие в шаговой доступности пассажирской железнодорожной станции.

Вернуться на главную страницу

Записки странствующего слесаря © Все права защищены