Вторая мальтийская

На Мальте я уже бывал ранее. В этот раз мне предстояло провести на Мальте зиму 2011-2012 годов, встретить Рождество, Новый год, посмотреть карнавал и дождаться весны, как обычно, сочетая ответственную творческую работу с приятным и полезным отдыхом. В этом рассказе я постараюсь не повторяться, а дополнить и расширить описание Мальты, сделанное мною во время первой мальтийской поездки в январе 2011 года.

"Чудо-остов, чудо-остров, жить на нем легко и просто..." (с) Ю. Энтин

Прилетели, получили ключи от квартиры, где нам предстояло проживать. Квартира типа нашей расейской "трешки" улучшенной планировки, такое жилье на Мальте можно снять по цене в районе 1000-1200 евро/месяц + коммунальные расходы: ориентировочно электроэнергия стоит 0,26 евро за 1 кВт/ч, вода 5,15 евро за 1 кубометр, сжиженный газ для кухонной плиты стоит 18 евро за обмен баллона 12 кг / 26 литров. Выйдя на балкон и повернув голову налево, я мог любоваться видом на столицу Мальты - Валлетту.

Повернув голову направо, я мог обозревать набережную Слима-Ферри и Гзиру. В начале декабря погода на Мальте, по сравнению с Москвой, весьма приятная: днем около +20С, ночью около +12С, дожди редкость. Народ днем разгуливает в футболках, ночью надевает курточки.

Разместились, отправились в супермаркет затариться едой и всякими стиральными порошками. За тот же набор, за который в Турции, в пересчете с лир, мы с супругой оставляли в магазине 240-270 евро, на Мальте я забашлял 147 евро, что было очень приятно. Набор представляет собой запас семьи из 2 взрослых и 1 ребенка на неделю, включает мясо, курятину, рыбу + овощи, фрукты + подгузники + моющие средства. Забавно было увидеть продукты "для новых мальтийских русских", взяли попробовать - вполне съедобны.

На входе в Валлетту ведется масштабное строительство. Изначально планировалось построить на месте развалин Королевского Оперного театра, разрушенного во время Второй Мировой войны и до начала XXI века не восстановленного, новое здание мальтийского парламента, но проект постоянно перекраивался, дополнялся, и в итоге стройка расползлась на расположенную рядом Площадь Свободы. По слухам тут будет некий конгломерат из оперы, парламента и торгового центра. Размах переделок таков, что снесли даже исторические городские ворота, изображенные в любом путеводителе, и ранее являвшиеся одной из главных достопримечательностей.

Знаменитые старые мальтийские автобусы исчезли в середине 2011 года и теперь вокруг фонтана с Тритонами кружатся новые современные автобусы компании Arriva, преимущественно китайского производства. Система оплаты проезда тоже поменялась, билеты стали "повременными" и не зависят от количества поездок. Билет на 2 часа стоит 2,20 евро, на 1 день - 2,60 евро, на 7 дней - 12,00 евро. Купив билет можно ездить на любых маршрутах, в пределах времени действия билета.

Отправляются автобусы теперь не с круга, а от отдельных перронов, устроенных вдоль крепостной стены, справа от входа в Валлетту. Оранжевые киоски - это автобусные справочные бюро, куда теперь нередко обращаются и сами мальтийцы, которые в результате этих улучшений стали путаться, как и куда доехать на родном острове. Скачать новую карту основных автобусных маршрутов Мальты можно кликнув сюда (объем 4,7 Мб).

Сплавали в круиз по Великой Гавани и гавани Марсамшетт. Самый большой, из имеющихся на мальтийских верфях, сухой док №6, был построен в Великой Гавани Китаем в 1975-1980 годах. Это не только самый большой док на Мальте, но и один из самых больших сухих доков в Средиземноморском регионе - 300 000 тонн. Помня коммунистическое прошлое Китая, местные иногда называют его "Красный док", хотя уже чаще слышно "Китайский док". В начале прошлого года док №6 стоял пустым, счас загружен работой.

В Слиме открылся новый большой торговый молл под названием "THE POINT" и для привлечения покупателей устроил у входа экзотическое, по местным меркам, развлечение - каток с прокатом коньков. Мальтийцы аттракцион не понимают или денег жалеют - 5 евро за полчаса катания, коньки надевают неохотно, большую часть времени каток пустует. Может, все же распробуют, со временем?

На набережной Марсашлокка появился новый памятник - вернувшегося с промысла папу, несущего две корзины с рыбой, встречают сын, дочь и кошка. На табличке написано: "Памятник рыбаку открыт достопочтенным Премьер-министром Lawrence Gonzi 18 июня 2011 года. Проект был осуществлен работниками Министерства по вопросам ресурсов и сельского хозяйства под руководством министра Geprge Pullicino". Язык надписи мальтийский, без помощи аборигенов о смысле надписи можно только догадываться.

По воскресеньям, с 8-00 до 14-00, на набережной Марсашлокка разворачивается рыбный рынок. В Валлетте, на набережной Великой Гавани, тоже имеется рыбный рынок, но он оптовый, работает с 05-00 до 08-00 утра и розничные покупатели там не обслуживаются. Вообще странно, что на острове, торчащем посреди Средиземного моря, широкая розничная торговля морепродуктами осуществляется, по сути, один раз в неделю в одном единственном месте.

Холодильники у местных рыбаков не приняты, пойманная рыба "хранится" живой в опущенных в море садках, поэтому на прилавок она попадает свежайшей. По вашему желанию рыбу почистят, разделают и упакуют со льдом, все включено в стоимость.

Ассортимент морепродуктов очень велик, два-три десятка наименований есть точно. Много где продается экзотическая рыба-меч, которую под конец базара нам предлагали всего по 5 евро/кило. Часто встречается лосось по 10 евро/килограмм, который мальтийцы очень полюбили, хотя в Средиземном море он не водится.

Средней крупности дорада стоит 5,50 евро/килограмм, сибас 8,00 евро, мелкие креветки 5,00 евро/кило, "королевские" креветки 12,50 евро. Полно видов "народной рыбы" с незнакомыми названиями, в среднем по 3,00 евро за килограмм, мы купили не то здоровенную скумбрию, не то маленького тунца, под названием Bonito, оказалась вкусной. Ценители могут купить акулу, она тоже недорогая.

После перестройки автобусного круга у входа в Валлетту и отмены воскресной торговли у крепостных стен, рыбный рынок в Марсашлокке стал главным базаром Мальты. Помимо рыбы торгуют овощами, фруктами, одеждой и промтоварами. Импортный картофель стоит на Мальте 0,90 евро за килограмм, картофель местный 2,00 евро, огурцы 1,80 евро, помидоры 1,50 евро, морковь 1,20 евро. Цены на фрукты видны на фото.

Мясо на Мальте стоит вполне вменяемо. Свинина, в среднем, около 4,50 евро за килограмм, говядина дороже - от 7 до 12 евро. Курица тушкой - 2,65 евро/кг. Кило "мальтийских" сосисок, по типу тех, которые у немцев называются "кнакерсы", стоит 5 евро, что косвенно говорит о том, что с мясом в них проблем нет, т.к. они дороже сырой свинины. В России все наоборот: переработанное мясо, в виде сосисок и колбас, странным образом в три раза дешевле, чем исходное сырье.

Отдельно нужно сказать о винах. Столовые вина на Мальте стоят от 1 евро за бутылку 0,7 литра. За 5 евро будет уже хорошее вино для разборчивого человека, а за 10 евро можно купить прекрасное вино, достойное ценителя и знатока. Всяческие виски, бренди и водки стоят 8-15 евро. Так же на Мальте выпускается местная марка пива CISK и чисто мальтийская газировка Kinnie, цены на прохладительные напитки около 1 евро.

В добавок к парому, плавающему через гавань Марсамшетт между Валлеттой и Слимой, недавно появилось водное маршрутное такси. В отличие от парома оно ходит намного быстрее и без расписания, по заполняемости, на усмотрение водителя или капитана такси, не знаю, как правильнее будет назвать морского таксиста. Проезд стоит 1,50 евро в один конец, как и на пароме. Причалы водного такси находятся рядом с причалами парома.

Во Флориане, в сквере возле фонтана с Тритонами, напротив отеля Phoenicia, находится монумент, который можно считать образом мальтийской Родины-Матери. Официально он называется monumental statue of Christ the King, выполнен скульптором Antonio Sciortino и установлен в честь Международного Евхаристического конгресса в 1913 году. Композиция представляет собой олицетворяющую Мальту женщину, склонившуюся у подножия Христа над кадкой с виноградными гроздьями, в которую воткнут меч.

Многие мальтийские автозаправки очень своеобразны, на фото одна из них, расположенная во Флориане. В России ни один инспектор госпожнадзора не разрешил бы подобное даже за большие деньги, а тут бензозаправка с емкостями для хранения ЛВЖ в жилом доме и топливораздаточными колонками в одном метре от его стен никого не пугает. В декабре 2011 года 95ый бензин на Мальте стоил 1,41 евро, дизельное топливо 1,34 евро за литр.

На Мальте имеется авиационный музей (Malta Aviation Museum). Добраться до него можно на туристическом автобусе Maltasightseeing северного (синего) маршрута или на общественном транспорте. Общественным транспортом нужно ехать с главного автовокзала у Валлетты на автобусах №№ 51, 52, 53 и сойти, не доезжая Мдины, в местечке Ta' Qali. Далее пройти около 10 минут пешком, держа курс на мачты освещения Национального Стадиона (Ta' Qali National Stadium), ориентируясь по указателям. Вход стоит 5 евро.

Экспозиция музея весьма обширна и размещается в трех ангарах. На фото De Havilland T.11 Vampire, двухместный тренировочный самолет. Создан на основе реактивного истребителя британских военно-воздушных сил De Havilland DH.100 Vampire, совершившего свой первый полет в сентябре 1943 года и состоявшего на вооружении Королевских ВВС с 1945 по 1955 год. В английских колониях "Вампиры" служили еще почти 25 лет, последние были выведены из эксплуатации в 1979 году в Родезии (ныне Замбия и Зимбабве).

Палубный истребитель-бомбардировщик Hawker Sea Hawk FGA 6 совершил первый полет в сентябре 1947 года и состоял на вооружении Королевских ВВС Великобритании с 1953 по 1960 годы. В Индии "Морские ястребы" использовались до 1983 года на борту авианосца "Vikrant". Представленный в музее самолет участвовал в Суэцком кризисе (Вторая арабо-израильская война) с борта авианосца "Bulwark", и имеет отличительную окраску для облегчения опозначния, желто-черные полосы.

Большой самолет на заднем плане - Douglas C-47B "Skytrain". В центре желто-зеленый биплан De Havilland Tiger Moth, до 1952 года первичный тренировочный самолёт Королевских ВВС Великобритании. В правом нижнем углу аэродромный тягач David Brown Taskmaster 301D, до недавнего времени один из самых массовых тягачей англичан.

Музейщики не собираются почивать на лаврах и постоянно пополняют экспозицию, причем подходят к этому очень основательно, скрупулезно реставрируя попадающие к ним самолеты. Douglas DC-3 "Dakota" и Beechcraft Model 18s потихоньку восстанавливаются. Отметим, что Douglas DC-3 более 10 лет производился по лицензии в СССР под названием Ли-2.

Авиатренажер (авиасимулятор), выпущенный в 1927 году, позволяет летчикам на земле отрабатывать полеты по приборам и карте в условиях отсутствия видимости. Кабина тренажера, согласно воздействиям пилота на органы управления самолетом, вращается по азимуту, а так же склоняется пневматикой по тангажу и крену, все как на современных тренажерах.

Инструктор с пульта управления следит за правильностью действий обучаемого и через систему двухсторонней связи корректирует ошибки. Интересно, было ли у нас что-то подобное в ОСОАВИАХИМе во время действия призыва: "Комсомолец! На самолет!"? Или, может, аналогичное оборудование применялось при подготовке сталинских соколов в ходе Второй Мировой войны? Немцы, опережая даже американцев и англичан, еще в начале 20-ых годов ввели полеты по приборам при полном отсутствии видимости в обязательную программу обучения для своих пилотов.

Отдельный ангар посвящен Второй Мировой войне. Слева Hawker Hurricane MkIIA, справа Supermarine Spitfire MkIV, посередине автомобиль Fiat 500 "Topolino" ("Мышка"), на таком же ездил Peter Keeble, первый пилот, погибший в воздушных боях на Мальте. Помимо самолетов выставлено множество авиадвигателей, приборов и оборудования, музей интересный, рекомендую.

В окрестностях Мдины расположено множество стеклодувных производств. Бренд "Mdina Glass" популярен как на самой Мальте, так и за ее пределами, но не все знают, что это не какое-то одно обособленное предприятие, а некий собирательный образ. Одна из фабрик находится рядом с авиамузеем, можно свободно пройти в цех и посмотреть, как работают стеклодувы.

Подмастерье делает заготовки для серийной продукции. Берёт металлическую трубку, опускает её конец в расплавленную стеклянную массу и выдувает стеклянный пузырь. Если нужно получить изделие с цветными разводами, то заготовка посыпается стекольной крошкой нужного цвета. Пузырь периодически подогревается в печи, раскатывается, поддувается и обретает форму, нужную для последующей обработки.

Далее заготовка передается мастеру. Мастер, вращая заготовку на трубке, формует ее асбестовой тряпкой и прочими инструментами, так же как гончар делает горшки, продолжая периодически подогревать ее в печи, постепенно придает ей вид законченного изделия.

Доводка. Изделие нежно полируется, отделывается окончательно и остывает. Остывшее изделие отделяется от трубки, место припая к трубке заплавляется и маскируется. Изделие готово. Естественно, помимо тел вращения мастера могут изготовить любые другие формы и для них применяются иные техники.

При фабрике имеется магазин. В продаже как простенькие вазочки и тарелочки, так и сложные художественные многопредметные инсталляции. Цены разные, в зависимости от сложности и трудоемкости изделия, от 5 евро и выше. Цены в магазинах при фабриках минимум в два раза ниже цен в туристических магазинах в Валлетте и прочих проходных местах.

На Мальту приехал на месячные гастроли итальянский цирк-шапито "ORFEI". Гимнасты, танцоры, клоуны, зебры, львы, слоны, жираф и прочее зверьё. Не "Цирк дю Солей" конечно, но детям нравится. Работа у артистов не сахар, три представления в день. Билеты: 10 евро взрослый, 5 евро детский, первый ряд - 25 евро.

В центре Мальты находится городок Моста (Mosta). Путеводители называют Мосту "сердцем Мальты" и утверждают, что это самое лучшее место для шоппинга. На самом деле городок ничем не отличается от любого другого мальтийского городка, никакого особого изобилия магазинов или сверхнизких цен в нем не отмечается. В центре Мосты находится церковь Успения Богородицы (Rotunda of St. Marija Assunta), построенный в 1860 году. Во время Второй Мировой войны произошло чудесное событие: с немецкого бомбардировщика на Ротонду была сброшена авиабомба весом 200 килограмм, которая пробила купол, упала среди собравшихся на службу прихожан и НЕ ВЗОРВАЛАСЬ.

До Рождества осталась одна неделя и на Мальту высадился десант Санта-Клаусов. Мальтийский Санта-Клаус проникает в жилище одаряемых через балкон или окно, часто с использованием веревочной лестницы или иного спецснаряжения. Привычным способом, через печную трубу, он проникнуть не может, по причине отсутствия печных труб в домах мальтийцев.

За четыре дня до Рождества Мальту накрыл шторм. Конец декабря, бывает и такое. Весь развлекательный флот отошел от пирсов на внутренний рейд и встал на прикол, паром через гавань Марсамшетт закрылся, туристическая жизнь остановилась. Температура +12С, сильный порывистый ветер, ливневый дождь.

На нижнем ярусе смотровой площадки Upper Barrakka gardens, рядом со входом в Валлетту, развернута салютная батарея (Saluting Battery), которая каждый день - ровно в полдень, делает сигнальный выстрел. Пушечная батарея, простреливающая Великую Гавань, была установлена на бастионе Святых Петра и Павла (St. Peter and St. Paul Bastion) в 1570 году и просуществовала до 1960 года. В 2005 году батарея была восстановлена.

В настоящее время на позиции установлены оригинальные английские пушки второй половины 19 века, стреляющие 32-фунтовыми ядрами. Орудия гладкоствольные, заряжаются с казенной части, имеют противооткатные устройства, что позволяет после выстрела в течение 20-30 секунд восстановить наводку, перезарядить пушку и подготовиться к новому залпу.

С балкона смотровой площадки можно наблюдать полуденный залп бесплатно, а за 5 евро пускают на нижний ярус непосредственно к пушкам. Там же, на нижнем ярусе, в 11-15 и 12-15, до и после стрельбы, можно прослушать небольшую лекцию об истории батареи и посмотреть в отдельной комнатке маленький артиллерийский видеофильм. Полдень! Огонь!

Ниже салютной батареи, под фортом Ласкарис (Fort Lascaris), имеется секретный бункер, который называется Lascaris War Rooms. Во время Второй Мировой войны бункер являлся главным командным пунктом англичан для ведения военных действий в Средиземноморье. В 1945 году в нём встречались Черчилль и Рузвельт, готовясь к поездке на Ялтинскую конференцию к Сталину. До 1970 года бункер числился как один из запасных КП НАТО, но фактически был заброшен и затоплен. В настоящее время осушен, отреставрирован и открыт для посещений, вход стоит 10 евро.

Зал стратегического планирования, на стене висит карта, глядя на которую генерал Эйзенхауэр, совместно с американцами, разрабатывал план вторжения на Сицилию. Американцы с англичанами сработались плохо и с КП вскорости съехали, разместив свое командование отдельно, на кораблях. Надо сказать, что англичане при рассказах о совместных операциях постоянно всячески чернят действия союзников, списывая на них все неудачи, а все удачи приписывая строго себе.

На противоположной стене зала расположен кабинет Главнокомандующего союзными силами на Средиземноморском театре военных действий и кабинеты командующих родами войск. Из фальшокон кабинетов, выходящих в зал, видно карту. В каждом кабинете на полках стоят вентиляторы, по воспоминаниям ветеранов в бункере было очень душно, вентиляция справлялась плохо, да еще часто затягивала снаружи всякую гадость, отчего все постоянно держали под руками противогазы.

Зал оперативно-тактического руководства военными действиями. На большом планшете девченки-планшетистки по указаниям офицеров связи двигали значки кораблей и соединений, на черных планшетах отрисовывалась воздушная обстановка, на левом черном планшете фиксировались потери, свои и чужие.

Над всем этим обилием картографии на специальном насесте восседал командующий операцией, его штаб и офицеры связи. Черный квадратный планшет правее центра - это планшет ВВС для руководства ночными полетами. Самый правый прямоугольный планшет с надписью "BALLOONS" предназначен для управления аэростатами заграждения, более 200 штук которых поднималось в воздух каждую ночь.

Отдельный планшет был у ПВОшников. Окружностями на планшете обозначены зоны обзора размещенных на Мальте британских радиолокационных станций. РЛС были очень полезны и предупреждали англичан о готовящемся налете почти сразу после взлета немецких самолетов. Лететь с Сицилии до Мальты было всего 20 минут и времени на подготовку отражения воздушной атаки было очень мало.

Узел связи обеспечивал как связь внутри бункера, так и с действующими войсками. Связь бункера с внешним миром была только проводная, радиосвязь не применялась. Антенны являются визуальным демаскирующим признаком, а излучение передатчиков могло быть легко запеленговано противником, в следствие чего командный пункт был бы рассекречен.

Маленькая Мальта доблестно сражалась во Вторую Мировую и в память об отдавших в этой войне свои жизни мальтийцах на берегу Великой Гавани возведен мемориальный комплекс Siege Bell Memorial. Подвешенный внутри колоннады погребальный колокол звонит по погибшему, тело которого придается морю.

Популярное мальтийское развлечение - посещение Popeye Village (Деревня Попая). Деревня построена в 1979 году на берегу бухты Anchor Bay, возле Меллиехи, как декорации для съемок мьюзикла "Попай" ("Popeye"). После съемок долгое время не использовалась, потом была реконструирована и стала семейным развлекательным комплексом. Добраться до неё можно на автобусах №41 с главного автовокзала Валлетты или №222 с набережной Слима-Ферри, доехав до Mellieha Bay и пройдя 15 минут пешком. Вход стоит 10 евро с персоны.

Сюжет снятого здесь фильма: моряк Попай, розыскивая своего отца, прибывает в приморскую деревеньку Свитхевен, где влюбляется в прекрасную Олив, рука которой уже обещана другому, но Попай не сдается, и отца своего находит, и от девушки взаимности добивается, полный хэппи энд в конце. Декорации весьма реалистичны, имеется даже пожарная часть.

В настоящее время деревня представляет из себя что-то типа мальтийской версии "Диснейленда", с учетом того, что Мальта относительно маленький остров, и "Диснейленд" у нее такой же маленький и жиденький, но местным жителям очень нравится. Из сервиса имеются сувенирный магазинчик, почтовое отделение, ресторанчик и микроскопическая гостиница.

Детей развлекают аниматоры, переодетые бурундуками и прочим зверьем. Есть открытые вольерчики, в которых содержатся козлята, косули и ослик, любители животных могут их погладить. Если погода позволяет, то можно покататься по бухте на лодочке, в общем все очень приятно устроено. Главная фишка и основная часть комплекса - город гномов. Гномы тут есть на любой вкус и они умеют делать все. Гномы сортируют почту.

Инсталляции механизированы, фигурки двигаются, мигают лампочки, играет музыка, причем, иногда, она включается и рявкает так неожиданно и громко, что маленькие дети начинают плакать. Гномы едят, спят, занимаются фитнессом, шьют мягкие игрушки, столярничают.

После работы гномы культурно отдыхают. Так как пьющий гном является плохим примером для детей, местные гномы посещают строго фруктово-безалкогольный бар, но не надо думать, что Попая Вилледж - территория кристальной трезвости. Взрослых посетителей деревни назойливые зазывалы регулярно приглашают в ресторан на дегустацию вин и потом эти самые вина предлагают приобрести по цене в 8-9 евро/бутылка.

Отдельная достопримечательность города гномов - гномские туалеты. В отличие от всех остальных строений деревни их никто и никогда не ремонтировал, и за тридцать лет под средиземноморским солнцем и ветром эти постройки приобрели столь суровый и колоритный вид, что их с успехом можно снять в роли отхожих мест Мордора в продолжении "Властелина колец".

Наступила Рождественская ночь (католическая версия). Все храмы Мальты зажгли празничную иллюминацию. На снимке рождественская Валлетта, по центру купол церкви Кармелитов (Carmelite Church), на переднем плане колокольня англиканского прокафедрального собора Святого Павла (St. Paul's Anglican Pro-Cathedral).

Рождество на Мальте - сугубо семейный празник, ничего не работает, все закрыто. Общественный транспорт ходит по усеченному варианту "один автобус в два часа". Центральная улица Валлетты, улица Республики, в обычные дни на ней не протолкнуться, народ перетекает из магазинов в рестораны и из ресторанов в магазины, все гудит и сверкает. На снимке 25 декабря 2011 года, Christmas Day, город пустой. Никаких публичных песен, плясок, Санта-Клаусов и прочих народных гуляний в этот день на Мальте не предусмотрено.

Вся Мальта построена из камня. В городке Сидживи (Siggiewi, местное произношение СиджУи) находится музей The Limestone Heritage Park and Gardens ("Наследие камня"), основанный местным каменным промышлеником и принадлежащий его семье. В музее можно детально ознакомиться с процессом добычи камня от древних времен до наших дней. Добираться нужно на автобусе №62, ехать до конечной и далее пройти 10 минут пешком. Конечная остановка - главная площадь Сидживи, на которой расположены статуя и Храм Святого Николая (Николая Угодника).

При входе посетителей проводят в кинозал и показывают им видеофильм о геологии Мальты и истории ее камнеобрабатывающей отрасли. Фильм имеет несколько звуковых дорожек, в том числе и русскоязычную. Войдя в тему экскурсанты начинают осмотр экспозиции. Сначала они знакомятся со стародавними методами добычи камня, при которых использовались кайло, клинья и кувалда. Много веков труд камнедобытчика был очень нелёгок, но почётен и хорошо оплачивался. Добыча камня на Мальте ведется открытым способом.

В начале XX века в отрасли произошла революция, с изобретением двигателей внутреннего сгорания на карьерах появилась механизация, камень стали выпиливать, а не выдалбливать. Камень представляет собой известняк и легко пилится с хорошей производительностью.

В дальнейшем технология добычи практически не менялась и сейчас остается такой же, с той лишь разницей, что в наши дни чаще используется электропривод оборудования, а не ДВС, и на зубья пильных дисков стали делать твердосплавные напайки. После Второй Мировой войны на Мальте было добыто столько же камня, сколько за всю ее историю до этого.

Отдельное место в экспозиции отведено огромной роли камня в жизни мальтийцев. Деловая древесина и железо на Мальте всегда были в жутком дефиците и если что и попадало в руки обычного человека, то это были отходы корабельщиков, пластик же появился совсем недавно. Очень долгое время все постройки были только из камня, а предметы домашнего обихода, в основном, из керамики. В современном мальтийском строительстве традиционно стараются не применять никаких пеноблоков, гипсокартона, паркета и ламината, разве что перекрытия стали устраивать монолитные, ровные, а не выкладывать сводчатые.

Музей расположен в отработанном каменном карьере. В карьерах, после их выработки, часто высаживают цитрусовые сады, так как из-за безветрия в этих огромных ямах устанавливается микроклимат, очень подходящий для цитрусовых: повышенная влажность с температурой до +50С в летний период. При музее имеются небольшие показушные сад и ферма. Вход стоит 7 евро.

В Валлетте, напротив дворца Великого Магистра, соорудили большую сцену, на которой 31 декабря 2011 года в 21-30 начался новогодний концерт местных знаменитостей с прямой трансляцией по мальтийскому телевидению. Вокруг сцены и вдоль всей улицы Республики установили палатки с фастфудом и передвижные бары, в которых публике свободно наливали любые напитки, в том числе и крепкие. Приносить и распивать свое, так же никто не препятствовал.

Полное отсутствие рамок металлодетекторов, грузовиков с солдатиками внутренних войск, оцепления, ничего силового, и при этом никаких пьяных драк и прочих недоразумений, потомки рыцарей без проблем держат себя в рамках приличий без посторонней помощи. Ровно в полночь на Валлеттой ударил праздничный салют. На Мальте наступил 2012 год. Ура!

1 января 2012 года, +16С, облачно, легкий ветерок. Дворцовая площадь пуста. Сценическое оборудование за ночь демонтировали, палатки с едой и питьем разобрали, все вывезли. Валлетта безлюдна, бродят редкие зеваки, в большинстве иностранцы. Праздничные мероприятия на Мальте очень скоротечны, фактически несколько часов, многодневная запойная гульба не принята. В целом можно сделать вывод, что светский Новый год празднуется на Мальте все же шире и ярче, чем католическое Рождество.

На Мальте есть несколько точек сосредоточения русской духовности. Магазин "Русская трапеза", который расположен в Слиме на углу улиц Gorg Borg Olivier и Capua, недалеко от St.James Hospital. В продаже русские книжки, DVD с фильмами про бандитскую Россию, бумажная колбаса, квас, икра, водка и селедка. Ассортимент не велик, но в случае острого приступа ностальгии зайти можно.

Небольшой магазинчик "Русские продукты" есть на набережной Слима-Ферри, рядом с отелем "SLIEMA HOTEL", примечателен тем, что работает до глубокой ночи. В Пачвиле (Paceville), на перекрестке Triq Dragonara и Triq il-Knisja с Triq il-Wilga имеется русский ресторан "У друга" (D'Amici), где можно поесть пельменей и борща, но не в сезон он закрыт. Ежемесячно выходит бесплатная русскоязычная газета "Моя Мальта".

Мостик, соединяющий волнолом Великой Гавани с Валлеттой, был разрушен во время Второй Мировой войны и попасть на волнолом и маяк, стоящий в его конце, можно было только на лодке. По прошествии 67 лет мостик было решено восстановить и в настоящее время ведутся работы по монтажу нового целикового пролета, без опоры в середине.

Ежегодно 10 февраля на Мальте отмечается большой государственный праздник - День Кораблекрушения апостола Павла (Feast of Saint Paul's Shipwreck). В 60 году н.э. Апостол Павел, следуя на корабле из Иерусалима в Рим на суд кесаря, потерпел у берегов Мальты кораблекрушение, и вынужденно высадившись на остров, принес на Мальту христианство. Кульминация праздника - крестный ход, который начинается около 17-00 от церкви Church of St. Paul's Shipwreck в Валлетте, из которой выносятся реликвии, связанные с апостолом Павлом.

В середине процессии несут ларец, в котором содержится частица святых мощей апостола Павла - кость из запястья. Помимо ларца с мощами в церкви хранится часть плахи, на которой по решению римского суда апостол Павел в 64 году н.э. был казнен.

Торжественное шествие проходит по празднично украшенным улицам Валлетты, на которые народ щедро сыплет конфетти. Замыкает процессию статуя апостола Павла, которую под музыку духового оркестра несут на своих плечах восемь носильщиков. Около 21-00 крестный ход возвращается обратно в церковь.

В середине февраля, на следующей после Дня Кораблекрушения апостола Павла неделе, на Мальте начался карнавал. Открытие карнавала прошло в 18-00 в пятницу вечером. На площади Granaries in Floriana (она же Fosos Square) перед церковью Св. Публиуса (Church of St. Publius) во Флориане, на специально установленной арене, состоялся праздничный концерт. Билет на сидячие места стоил 8 евро, но стоять можно бесплатно.

Многие зрители сами участвовали в представлении и, выступив, возвращались на трибуны смотреть выступления других. Часто можно было видеть, как на арену выходили целые семьи.

Многие участники спонсируются муниципалитетами и бизнесом, костюмы выполнены очень профессионально и их изготовление централизовано. Подготовка к карнавалу на Мальте ведется со всей серьезностью.

Представление длилось около двух часов и закончилось тем, что предварительно объехав площадь по кругу, на арену выехала единственная карнавальная платформа каких-то местных Чипов и Дейлов. На этом официальные мероприятия по открытию карнавала завершились и народ разошелся догуливать частным порядком, кто куда.

В субботу карнавал вышел на тесные улицы Валлетты. Платформам очень тяжело протискиваться между зданиями, часто возникали пробки. Люди дружелюбны, давки не было, хотя иногда приходилось неподвижно стоять столбом по полчаса, ожидая возможности вырваться из затора.

Апогей карнавала - Гранд дефиле, которое состоялось в воскресенье в середине дня на Granaries in Floriana. Обойдя площадь по периметру, в конце марша все участники карнавала в полном составе прошли перед трибунами арены. Сидячие билеты в этот день стоили по 15 евро, дефиле снималось и транслировалось мальтийским телевидением.

Всего в Гранд дефиле непосредственно участвало до 1500 человек и около 30 платформ. С погодой повезло, было солнечно, сухо, безветренно, примерно +15С.

Удивительно, но большинство самых заметных и стойких участников карнавала были мужчинами. Видимо, для женщин выдержать многочасовые пляски в тяжелых и неудобных костюмах не просто, тут не Куба, где можно полуголыми налегке танцевать самбу с румбой.

Изюминка карнавала 2012 года: в хвосте праздничной колонны ехал незамысловатый коммунистический транспарант. Мне сразу вспомнился детский анекдот про мужика, который натягивал на голову презерватив, чтоб нарядиться на Новый год пипиской. Очень странно среди великолепия высокохудожественных пиратов и драконов пытаться произвести впечатление красной звездой, серпом и молотом.

В воскресенье 26 февраля на Мальте состоялся LAND ROVER MALTA MARATHON. Было три зачета: полный марафон 42,195 километра, полумарафон 21,097 км и какой-то Walkathon, как я понял, это полумарафон, но пройденный не бегом, а шагом. Старт всех подгрупп в Мдине, финиш - на набережной Слима-Ферри. Стартуют все подгруппы в одной точке, но на финиш бегут разными по длине маршрутами.

Участие в мероприятии не бесплатное, стартовые взносы следующие: мальтийцы - 25 евро, англичане - 30 фунтов, все остальные - 35 евро. Несмотря на платность мероприятия на старт вышли около 2000 человек. На финише всем выдавали памятные дипломы и медали. Можно было оформить заказ на автомобиль марки Land Rover, модель Land Rover Freelander 2 предлагалась по ценам от 57000 евро. Для сравнения, в России цены на эту машину начинаются от 30000 евро.

4 марта 2012 года состоялись выборы Президента Российской Федерации. Свое священное право избирать и быть избранным, данное каждому гражданину РФ Конституцией, я реализовал на избирательном участке №5170, организованном в здании Посольства РФ на Мальте. Для участия в голосовании у меня потребовали только загранпаспорт, никакой волокиты и препятствования свободному волеизъявлению я не отметил. Русская Мальта проголосовала так: Путин - 45,78%, Прохоров - 37,35%, Зюганов - 9,34%, Жириновский - 4,52%, Миронов - 2,41%, участвовало - 332 избирателя.

19 марта - всемальтийский праздник, феста Св. Иосифа (St. Joseph's Feast). Центр фесты - церковь Святого Иосифа в Рабате (St. Joseph Church, она же San Guzepp Church). Добраться до места проведения фесты можно на автобусе, нужно доехать до главных ворот Мдины и далее пройти 400 метров пешком.

Церковь Св. Иосифа расположена на перекрестке улиц Апостола Павла (Triq San Pawl) и Святого Иосифа (Triq S. Guzepp). В церкви находится титулярная статуя Св. Иосифа (плотника, "отца" Иисуса Христа) с маленьким Иисусом на руках.

Около 19-00 титулярную статую выносят из церкви и кресным ходом проходят с ней по ближайшим улицам, богато украшенным по случаю праздника. На фотографии заметен оригинальный, свойственный только Рабату, элемент - большая декоративная арка, временно сооруженная на период фесты поперек улицы.

Статую, как обычно, сопровождает сводный духовой оркестр. Около 21-30 статуя возвращается обратно в церковь на свое место.

Завершилась феста фейерверком, который начался в 23-30. Обязательно нужно учесть, что автобусы дневных маршрутов на Мальте ходят примерно до 22-30, а дальше начинается ночное расписание, которое нужно внимательно изучить, если вы решили оставаться на фесте до конца. В противном случае вы можете застрять в Рабате, пытаясь поймать такси или ожидая ночной автобус. Одним из самых надежных способов посещения мальтийских фест является покупка билета на минибас на набережной Слима-Ферри у торгующих развлечениями агентов, минибасы собирают желающих у отелей и по окончании фесты развозят их обратно. Электрозапалы сработали только у двух инсталляций, остальные пиротехникам пришлось поджигать вручную. Запалив очередную конструкцию они вставали перед ней и задумчиво смотрели на огонь, загораживая зрителям обзор.

В Слиме, на Bisazza street, в Plaza Shopping Centre, там где Макдональдс, обнаружился интересный бутик. Дьявол носит "Прада", а суки носят "Сука".

Резюме:

Если вы собрались зимой на Мальту в длительную поездку, то первое, о чем следует подумать, это теплые шерстяные носки, легкий свитер и удобные штаны для дома и сна. Усредненная зимняя погода на Мальте: +10...+14С, ветер 6...10 м/с, относительная влажность доходит до 90%. Центрального отопления в мальтийских домах не предусмотрено, а попытка использовать электрические нагреватели приведет к нескромным счетам за электроэнергию в несколько сотен евро в месяц. Если вы живете в отеле, то там можно электричество не экономить, а частный сектор - тут не забалуешь. Пожив зимой на Мальте я понял, почему киношные средиземноморские короли всегда изображаются спящими в пижаме и ночном колпаке на голове: в этом регионе с энергоносителями туго, комнату в 20 кв.м. обогреть целая проблема, что уж о дворце говорить. В таких условиях ходить по квартире в маечке и спать под легким одеяльцем весьма некомфортно, настоятельно рекомендуется утепляться.

Продолжение: Третья мальтийская

Вернуться на главную страницу

Записки странствующего слесаря © Все права защищены