На колесах и гусеницах

Что знает большинство россиян об Австрии и ее столице - Вене? Венский вальс, венское пирожное, венская сосиска, венская мебель и самые продвинутые еще могут назвать аншлюс Австрии Германией в эпоху правления Гитлера. Я сам мало знал о Вене, но тут представился случай познакомиться с Веной поближе, и даже повод нашелся удачный, в начале июня в Вене регулярно проводится всеевропейская сходка-фестиваль любителей милитари-техники под названием "Auf Radern und Ketten", которое на русском звучит как "На колесах и гусеницах".

"Тихо в лесу, только не спит барсук..." (с) Широко известный вальс

Два с половиной часа полета и самолет приземляется в Вене, столице Австрии. Гордость международного аэропорта Вены - 109-метровая свежевыстроенная башня командно-диспетчерского пункта.

В аэропорту я был встречен представителем "Венского отделения ценителей советских боевых автомобилей за рубежом", товарищем Сергеем, так же известным в Сети как Jin^eLD. И мы поехали в город.

Прибыли в город. Я высадился из русиш милитари машин, вписался в гостиницу, выпил чаю, передохнул и под вечер пошел осматривать Собор Святого Стефана (St. Stephan), символ Вены и одну из ее основных достопримечательностей. На площади Собора проходило мероприятие с участием военных оркестров стран Евросоюза.

Сбоку от входа в Собор кучкуются извозчики со своими бричками. Создается впечатление, что рулит всем процессом извоза некий бритоголовый, жиганского вида, дядя, крупной комплекции, с золотой цепью на шее, отчего сразу возникают ассоциации с московскими привокзальными бомбилами.

"Живая статуя" - мим-попрошайка. Надо сказать, что венские мимы самые жадные, из всех виденных мной, при попытке фотографирования их человеком, отказавшем им в подаянии, они закрывались картонками, тряпками и просто руками, не давая халявщикам ни малейшего шанса запечатлеть себя бесплатно, но я, таки, из принципа, снял одного за так, потому что зеркалка это вам не цифромыльница, серии строчит как пулемет, не успеешь каждый раз закрываться.

Стайка экскурсантов на "Сигвеях". Несмотря на печальную участь разработчика этого футуристического самоката, народная тропа к нему не зарастает, и изобретенное им средство передвижения становиться все более популярным в европейских городах.

На следующее утро была запланирована речная прогулка на кораблике, делающем круг по Дунай-каналу и руслу Дуная. Билет стоит 24 евро, плавает кораблик по этому маршруту более 3 часов. Пристань на Schwedenplatz.

Отплыли. Вдоль берегов Дунай-канала и самого Дуная часто пападаются домики, по видимому - рыбацкие, с баками для душа и солнечными батареями на крышах. Домики оборудованы рыболовной снастью именуемой у нас "подъемником".

Выходим из Дунай-канала в Дунай. Далее маршрут плавания проходит через ГЭС и систему шлюзов, устроенных для обеспечения судоходства по Дунаю, после возведения плотины гидроэлектростанции.

В пешеходной галерее над плотиной ГЭС есть табличка, рассказывающая о характеристиках и устройстве сооружения. Станция состоит из 6 осевых гидроагрегатов, каждый гидроагрегат имеет винт 7,5 метров в диаметре, расход воды 500 кубометров в секунду и вырабатывает половину электроэнергии, потребляемой Веной и ее окрестностями. Про расход воды немцы написали в литрах - 0,5 миллиона литров в секунду, чтоб сильнее впечатляло публику.

Шлюзы проходит круизный теплоход "Украiна". Пассажиры толпятся на верхней палубе и наблюдают процедуру шлюзования. Примечательно, что на всех надеты спасательные жилеты, видимо, процедура шлюзования считается опасной и так положено, а тут не СНГ, а Европа с немецким уклоном, не забалуешь, положено - значит исполняй, и томятся господа и дамы в резиновых воротниках в жару +25С.

Так процедура шлюзования, при проходе вверх по течению, выглядит с борта судна. Судно входит в шлюзовую камеру, когда уровень воды в ней равен уровню нижнего бьефа. Ворота начинают закрываться, и после их полного смыкания начинается наполнение шлюзовой камеры водичкой из расположенного выше водохранилища.

Шлюзовая камера наполняется, уровни камеры и верхнего бьефа выравниваются. Открывается верхний затвор и судно выходит в водохранилище ГЭС.

Идем против течения. Буддистский Храм (Buddhist Pagoda) на берегу Дуная.

Мост "Рейхсбрюкке" (Reichsbrucke) и башня венского телецентра, известная тут как "Дунайская башня" (Danube Tower). На башню каждый день с 10-00 до 23-00 водят экскурсии, наверху есть ресторан.

Башня "Миллениум" (Millenium Tower), самый высокий небоскреб Вены.

Возвращаемся из основного русла Дуная снова в Дунай-канал. На входе шлюз, но тут он маленький, проходят только суда класса "речной трамвайчик".

Шлюзуемся и идем Дунай-каналом. Теплоцентраль (Thermal Plant Spittelau), в качестве топлива используется мусор, станция не дымит, не коптит, оформлена знаменитым архитектором Хундертвассером в соответствии с канонами современного креатива, и если не знать, что находится в здании, догадаться о его назначении тяжело.

Совершив полный круг, прогулочный теплоходик возвращается к пристани на Schwedenplatz. В пути предусмотреная и еще одна остановка, можно сойти (или наоборот, подсесть на кораблик) на полдороги, перед мостом "Рейхсбрюкке", на Mexikoplatz, у собора Jubilee Church, но полезнее сделать полный круг.

Ознакомившись с Веной с воды, было решено продолжить рекогносцировку Вены с воздуха, для чего обозреть Вену с колеса обозрения, смонтированного в парке развлечений Пратер (Prater) в 1897 году. Колесо обозрения было частично разбомбленно в 1944ом и позже, в 1945ом, восстановленно. Высота верхней точки 430-тонной конструкции 64,75 метра, билет стоит 8,5 евро.

Вид с колеса обозрения на южную часть Вены, хорошо заметен возвышающийся над городом шпиль Собора Святого Стефана.

Вид на северную часть Вены, видно башню Телецентра.

Вообще парк очень достойный, по наполнению не хуже "Диснейлендов", но не причесан под одну гребенку, согласно лицензии Диснея, и поэтому свободнее и демократичнее, нет навязчивой диснеевской музыки и всяких разухабистых Микки-Маусов.

Серьезных аттракционов десятка два, не считая мелочи, билеты от 3,5 до 8,5 евро. Билет на каждый аттракцион приобретается отдельно. В общем парк стоящий, рекомендую, проезд до станции Praterstern линий U1 или U2.

Следующий день был посвящен знакомству с традиционными достопримечательностями Вены, расположенными на "ринге" (от слова ring), круговая система улиц, опоясывающих исторический центр города, типа московского "бульварного" кольца. Собор Votivkirche.

Венский университет. Когда я проходил мимо, некий молодой человек настойчиво совал мне бумажку с профилями Ленина и Дзержинского, из которой я вычитал, что это приглашение на лекцию американского профессора Александра Рабиновича (я не шучу, это не метафора), о вреде коммунистических идей. Я уже имел опыт посещения антисоветских музеев и лекций во время вояжа на УАЗе-буханке в Берлин на прошлое 9 мая, и в этот раз не пошел, ничего исторически интересного там не будет, а анекдоты, про Ленина и Брежнева, я и сам рассказывать умею.

Венская ратуша, расположенная на Ратушной площади (Rathaus platz). В настоящее время в ней размещается мэрия Вены, городская дума и различные муниципальные службы. Вокруг ратуши разбит парк.

Напротив ратуши находится Австрийский Национальный Театр в Вене (Burgtheater). Во время Второй Мировой войны, театр был разрушен, но в результате работ, проводимых в 1953-1955 годах, здание было полностью восстановлено.

Здание парламента Австрии.

Площадь Марии Терезии (Maria Theresien platz). Мария Терезия - эрцгерцогиня Австрии, выдающийся европейский верховный правитель - реформатор VIII века.

За спиной памятника Марии Терезии находится Музейный Квартал (Museum Quarter), в общих чертах это несколько частных галерей в одном доме, под одной крышей. А галеристы бывают разные. Я зашел в одну галерею, так произведения в ней неприкрыто отдают гомосятиной, в другие не пошел, но это на мой, странствующего слесаря, вкус, не понравилось, реальный искуствовед может и найдет там какие шедевры. Искусство дело тонкое, сегодня это мазня и гомосятина, а завтра "Черный квадрат" и прочие шедевры такого плана за лимоны баксов.

По правую руку Марии Терезии находится Художественно-исторический музей (Kunsthistorisches Museum), в котором выставлены древнеегипетское и древневосточное искусство, античное искусство и нумизматика.

По левую руку Марии Терезии находится Музей естествознания (Naturhistorisches Museum), в котором собраны различные окаменелости, динозавры, минералы и прочие жучки и паучки. Здания абсолютно одинаковы, кроме одной детали: на здании Kunsthistorisches Museum над входом, перед куполом, есть малюсенькая скульптура человечка, держащего в поднятых над головой руках какую-то палку, типа грифа от штанги без блинов, а на здании Naturhistorisches Museum такой скульптуры нет.

Дворец Хофбург (Hofburg), в настоящее время официальная резиденция Президента Австрии, ранее основное местопребывание Императорского двора в Вене и зимняя резиденция австрийских Габсбургов.

Позади дворца Хофбург находится памятник Моцарту.

Венская государственная опера (Staatsoper).

Перед знаменитым Бельведером (Belvedere) стоит пямятник солдатам Красной Армии, с благодарственной надписью, за освобождение Европы от фашизма, установленный в августе 1945 года. Памятник содержиться в образцовом сосотоянии на средства венского магистрата.

Дворцовый комплекс Бельведер (Belvedere), летняя резиденция принца Евгения Савойского, стиль барокко, начало XVIII века. Вид на дворец из нижней точки комплекса.

Бельведер, вид от дворца вниз, на заднем плане шпиль собора Святого Стефана.

Бельведер, вид на дворец с самой высокой точки комлекса, через искусственный пруд.

Следующие дни были заняты выставкой. Выставка проходит на территории бывшего Арсенала, расположенного на Арсеналштрассе, возле реконструируемого Южного вокзала Вены. На заднем плане башня старого телецентра.

Военной техники на руках у европейцев много, самый популярный автомобиль - американский "Виллис" (Willys), очень большое количество которых прекрасно сохранилось. В наши дни "Виллис", в состоянии "как новый", можно купить в Европе за 15-20 тысяч евро.

"Виллис" с радиостанцией. В числе прочего, оборудован педальным электрогенераторм - "солдат-мотором", в случае, если на стоянке, от долгой работы связной аппаратуры, сядет аккумулятор, то можно его легко зарядить позанимавшись на "велотренажере", или, если кончится бензин и сядет аккумулятор, все равно можно поддерживать связь и успешно решать боевую задачу. В состав экипажа такого радиосредства однозначно имеет смысл набирать разрядников по велоспорту.

Грузовики тоже пользуются популярностью. На фото TATRA 128, выпущенная в 1952 году. Очень любопытно, что она не имеет радиатора, охлаждение двигателя полностью воздушное, как на наших дизелях типа Д-120 или Д-144.

Спецсредство - гусеничный мотоцикл NSU-Kettenkrad, на табличке было дано пояснение, что воевало это чудо-юдо в составе немецкого экспедиционного корпуса в Африке, и имеет мотор от Опеля Олимпия, 4 цилиндра, 36 лошадиных сил.

Словаки привезли на выставку шестиколесный лимузин, с надписью на решётке радиатора "Praga", очень напоминающий автомобиль капитана Немо из фильма "Лига выдающихся джентельменов". Обе оси задней тележки ведущие, колесная формула 6х4. Автомобиль восстановлен блестяще, и в прямом и в переносном смыслах.

Американский военный бульдозер KATERPILLAR, помимо отвала оснащен мощной лебедкой с длинным тросом.

Передвижной КДП для временных аэродромов немецкого производства, на фото сложен в транспортное положение, в развернутом кабина поднимается вверх. Имеет кондиционер (обычный, не ФВУ). Очень удобная штука для генералов, чтоб с комфортом, в прохладе, наблюдать за учениями. Странно, что в российской армии таких нет.

Лагерь русскоговорящих экспонентов. Слева УАЗик Сергея (Jin^eLD), справа УАЗик Михаила (Ворчун). На столе возле УАЗов самовар, тульские пряники, русская водка и "Беломор". Гости пробуют русское угощение, непьющие и некурящие довольствуются только беседой.

Третий УАЗик на выставке - австриец Кристофер из Зальцбурга, по русски не говорит, но УАЗы любит, имеет в собственности УАЗ дозиметрического дозора и даже умеет пользоваться его оборудованием, которое поддерживает в полной исправности.

Трактор времен Первой мировой, выпущен еще при Кайзере, в самом начале ХХ века. Двигатель - одноцилиндровый двухтактный керосиновый дизель (Hot bulb engine). Очень интересен способ пуска двигателя. Под котел, расположенный спереди, ставится паяльная лампа. Эта лампа нагревает котел-калоризатор, в котором закипает топливо. Когда топливо закипит, тракторист начинает заводной рукояткой проворачивать маховик. После нескольких минут танцев с бубном трактор выдает серию вспышек и уверенно запускается. Заводная рукоятка снимается с маховика, устанавливается на рулевой вал и служит рулём.

В конструкции трактора присутствует только металл и небольшое количество резины, все элементы конструкции, включая рычаги и педали управления, сиденье и рулевое колесо, изготовлены из немецкой стали. Людям, привыкшим к пластиковым салонам современных автомобилей, такой трактор должен внушать трепет, реальный "Железный Капут".

Началась демонстрация техники на ходу, которая открылась "митинг-салютом" с участием пушки, ровесницы трактора. Расчет пушки, и себя, и пушку, содержит в образцовой форме.

Все по настоящему. Зарядили. Готовсь! Целься! Пли!!! Публика затыкает уши, кто не спрятался, слушает звон в ушах минуты три.

Бронированный колесно-гусеничный транспортер, в кузове которого размещается миномет.

Танк армии США M-60 масса 51 тонна, мощность двигателя 750 лошадок. Имеет орудие калибра 105 мм и два пулемета, крупнокалиберный 12,7 мм и 7,62 мм.

Под занавес пошла техника Союза Советских Социалистических Республик, БРДМ-2 9Р-133, несущая 6 противотанковых ракет "Малютка" 9М-14 и имеющая еще 12 таких ракет в укладке. Может ездить со скоростью до 95 км\час и плавать со скоростью 4,5 км\час. Весит 8 тонн.

Чехи привезли очень редкого зверя - советскую бронированную агитационную машину Бурка-3 на базе БМП-1. Квадратная фиговина сверху это не ракетная установка и не радар, это очень громкий рупор, через который во время войны противника призывают сдаваться или наоборот, призывают своих подниматься в атаку. А для того, чтоб окончательно убедить тех, кто плохо понимает даже из такого большого рупора, и сдаваться или в атаку идти не желает - агитационная машина имеет самый настоящий пулемет.

Кульминацией демонстрации военной техники СССР, стал выход на арену танка Т-55, вес 41,5 тонн, мощность двигателя 580 лошадиных сил, имеет орудие калибра 100 мм и два пулемета, ДШК 12,7 мм и ПКТ 7,62 мм. Танкисты, со страшным ревом и лязгом, лихо демонстрировали на нем всякие "развороты на пятке" и прочие танковые трюки, а дыма Т-55 извергал такие клубы, что под конец выступления, танка просто не стало видно. Задымив площадку в ноль, танкисты вызвали у публики бурю восторга и бешеные аплодисменты, которых не удостаивался больше никто. А для кого-то это ведь и повод задуматься, что если русские танки, которым не ведомы стандарты чистоты выхлопа типа Евро-Х, войдут в Европу, вражеская армия просто не сможет воевать с таким противником, задохнутся все нафиг, и стрелять не понадобится.

Все дни работы выставки торговала милитари-барахолка. Люди без проблем продавали и покупали неподпиленные штык-ножи и прочие товары, за которые в России можно нажить крупные неприятности, вплоть до принудительного таежного отдыха. Слева, на заднем плане, видно советский топопривязчик на базе ЗИЛ-131, его владелец бойко торговал "генштабовскими" картами Европы любых масштабов, вплоть до 500 метровок, которых счас и в России-то не найдешь, ибо жутко секретны они.

Сосиски, один из мемов Вены. Сосисок тут много, на каждом углу продают, по нашей табели о рангах, я бы называл их сердельками, потому что вес средней венской сосиски, в зависимости от типа, 200-300 грамм. Самые популярные это "франкфуртер", сосиска с сыром внутри, а мне больше всего пришлись по вкусу свиные, у нас они часто называются "мюнхенские". Цена любой сосиски, в среднем, 2,5 евро (100 рублей), в стоимость входит булка\хлеб и кетчуп\горчица. На выставке все питались сосисками, тут их готовили на огне, что на улицах города не встретишь, пожарная безопасность не позволяет.

О транспортной ситуации в Вене. Ездить по Вене на машине, своей или арендованной, не самый лучший вариант. Парковаться в Вене НЕГДЕ, именно так, огромными буквами. Вот типичная венская улица, кусочек, попавший в объектив, 10х20 метров, задачка на наблюдательность, сколько на картинке знаков "Остановка и стоянка запрещена"? Ответ - 8 знаков, т.е. один знак на 25 кв. метров, это все равно, что в квартире в каждой комнате повесить по знаку. Одни знаки запрещают стоянку с 8-00 до 17-00 утра в будни, другие вообще запрещают остановку и стоянку полностью, третьи запрещают, но делают исключение для такси, в общем, машину поставить некуда совершенно, только на платный паркинг, из которых свободный будет от вас неизвестно на каком расстоянии.

В Вене намного проще ездить общественным транспортом, работу которого австрийцы довели до совершенства, сравнимого с первоклассным часовым механизмом. Схема движения общественного транспорта висит в Вене на любой остановке, а так же бесплатно раздается в гостиницах и прочих туристических местах. Билеты проще всего покупать в автоматах у станций метро, они без проблем принимают наличные, билеты действительны на все виды транспорта, выбирать нужно зону W100 (вся Вена). Цена билета на 24 часа - 5,70 евро, на 48 часов - 10 евро, на 72 часа - 13,6 евро. Время отсчитывается от первой поездки, купленный билет в ее начале нужно прокомпостировать, компостер пробъёт на билете дату и время. Можно еще купить недельный билет, он стоит 14 евро, но нужно быть очень осторожным и внимательным, потому что неделя начинается с понедельника, и если вы, к примеру, в субботу купите недельный билет на текущую неделю, он окажется на 1 день, а если на следующую, то пока она не начнется ездить нельзя. Еще существует билет на 8 дней без привязки к датам, по аналогии с почасовыми билетами, только тут нужно компостировать 1 полоску каждый день, и стоит он 28,80 евро, но я такой не покупал и ничего про него со 100% уверенностью сказать не могу. Штраф за безбилетный проезд, вроде как, 60 евро.

Резюме:

В Вену не стоит ездить "на выходные". Если вы едите не на какое-то мероприятие, а именно с целью как можно глубже ознакомиться с городом, то надо минимум 7-10 дней, а если основательно осматривать экспозиции музеев, то и три недели надо. Если в Вену вас занесло ненадолго, то все обязательные достопримечательности, подлежащие осмотру, чтоб можно было сказать, что вы хоть что-то видели в Вене, находятся на "ринге", их не много, за пару дней неторопливо обходятся пешком, но это капля в море. Город приятный, устроен логично, относительно недорогой, если не тратиться на излишества, типа катаний на лошадках и обедов в гламурных заведениях. В общем - рекомендую.

Вернуться на главную страницу

Записки странствующего слесаря © Все права защищены